«Электронный город» — грандиозный проект, составляющими которого должны стать не только ЖКХ, но и единая транспортная система Харьков решили сделать электронной столицей: на каждый дом заведут паспорта, а в онлайн-режиме начнут следить за коммунальщиками: время работы дворников, тепловиков и лифтеров будут исчислять секундами, а харьковчане смогут платить за услуги быстрее и комфортнее, чем сейчас. В мэрии говорят: новая система дисциплинирует коммунальщиков, а сроки устранения аварийных ситуаций сократят в разы.
«Умный город» в системе ЖКХ уже начали испытывать в двух районах города — самом большом Московском и центральном — Дзержинском. «Мы получаем систему, управляющую лифтами, собирающую деньги в автоматическом режиме, передающую показания счетчиков, чтобы человек получил максимальные услуги. Эта система может контролировать состояние всех внутридомовых систем, доступ на чердак, в подвалы», — говорит вице-мэр по вопросам ЖКХ Сергей Кадыгроб.
Для начала в мэрии хотят сделать электронный паспорт для каждого жилого дома. В нем будет не только фотография здания, но и так называемая «история болезни»: год постройки дома, установки лифта, если такой имеется, когда и что ремонтировали. По словам Сергея Кадыгроба, вся история будет собрана в одну базу данных, и она понадобится, например, при постановке «диагноза» и принятии решения о капремонте дома. В КП «Жилкомсервис», на базе которого внедряют систему, говорят, что с помощью «Электронного города» можно будет легко подсчитать расходы на ремонт домов, и более ясными станут расходы тепла, электричества, воды в отдельно взятом доме. «Например, ремонт был в 2010 году в декабре. Начальник участка знает, какой слесарь, что менял. И если, например, сегодня нужен ремонт там же, то это говорит о том, что не правильно было сделано. Мы сможем понимать, что произошло с домом», — объясняет еще один из нюансов работы новой системы замдиректора КП «Жилкомсервис» Алексей Богач.
Обычный горожанин не сможет отследить в действии систему «Электронный город», она свяжет между собой КП «Жилкомсервис», который отвечает за оказание различных услуг населению, выполнение ремонта и благоустройство и другие коммунальные предприятия, которые подают воду, откачивают ее и греют наши батареи. В мэрии говорят, что новая система — это не простой переход от бумажных документов к электронным, но и сокращение сроков выполнения заявок: в программе будут указаны точные сроки поступления заявок от заказчика к исполнителю (например, участок «Жилкомсервиса» сообщает, что нужно ремонтировать водопровод КП «Вода»). И дальше отвертеться, почему авария не была устранена в срок, будет просто нереально ни сотрудникам жэка, ни аварийщикам.
Карта харьковских домов уже активна, но пока в базе содержится информация не по всем домам (http://gis.citynet.kharkov.ua/heavy). Тем временем во всех районах Харькова создают паспорта на дома и готовятся к внедрению новой системы. Власти обещают, что она заработает до конца 2011 года.
Сейчас коммунальщики должны работать по приказу Госкомитета по вопросам ЖКХ от 17 мая 2005 года, где расписаны все установленные сроки. Другое дело, что потребители о них не ведают, а коммунальщики их не всегда соблюдают. Так, заявки на неисправность инженерного оборудования должны устраняться в день их поступления, течь крыши — в течение 5 суток, течь водопровода, смывного бачка, неисправности электросети — немедленно после обнаружения, на ремонт лифта даются тоже сутки.
По задумке властей, система «Электронный город» должна подчинить работу КП существующим нормам. Однако независимый эксперт по ЖКХ Михаил Гаевский говорит, что вряд ли схему удастся наладить. «В СССР существовали районные диспетчерские службы и их работа была автоматизирована. Автоматизированные системы управления были во всех отраслях народного хозяйства и в ЖКХ. Все работало, как часики, — изобретать ничего не нужно», — говорит Гаевский.
Оксана Ермоленко, по материалам: СЕГОДНЯ