Суд может признать недействительным решение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, в частности, об отказе в передаче земельного участка в собственность или пользование, в его продаже, в предоставлении разрешения и требования на разработку проекта отвода земельного участка, но не решает вопросы, в том числе, о передаче земельных участков в постоянное пользование или аренду.
Соответствующее постановление пленума Верховного суда Украины (ВСУ) «О внесении изменений и дополнений в постановление пленума Верховного суда Украины от 16 апреля 2004 года — «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» ’ от 19 марта 2010 размещено на сайте Верховной рады в среду.
«(…) суд при наличии оснований для удовлетворения иска признает решение такого органа (органа исполнительной власти или органов местного самоуправления) недействительным и обязывает его в зависимости от характера спора произвести определенные действия, предусмотренные его компетенцией (или не совершать или прекратить их), в защиту нарушенного права, как этого требует законодательство, или предоставляет право истцу совершить определенные действия для устранения нарушений его права. Суд решает эти вопросы по существу, если это соответствует закону», - говорится в тексте документа.
В других случаях, согласно документу, суд не может решать вопросы, отнесенные к компетенции органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, в частности, о передаче земельных участков в постоянное пользование, аренду, заключение или возобновление договора аренды земельного участка, изменение целевого назначения земли, и тому подобное.
Документ также предусматривает, что перераспределение земли иначе, чем установленные ранее границы земельных участков и после получения владельцем или землепользователем документов, которые удостоверяют право на них, и государственной регистрации, не может быть основанием для прекращения права собственности на земельный участок или права пользования земельным участком как полностью, так и частично.
Помимо того, документ предусматривает, что отдельный земельный участок, полученный гражданином в период брака в частную собственность путем приватизации, является его личной частной собственностью, а не общей совместной собственностью супругов, поскольку идет речь не об имуществе, нажитом супругами в браке, а о полученной гражданином части из земельного фонда.
В то же время при наследовании фермерского хозяйства (целостного имущественного комплекса или его части) двумя или более его наследниками земельный участок не подлежит разделу, если в результате раздела образуется хотя бы один участок, меньше минимального размера, установленного для данного региона.
Как поясняется в документе, минимальный размер определяется центральным органом исполнительной власти по вопросам аграрной политики Украины и Украинской академией аграрных наук и утверждается Кабинетом министров Украины.
Документ также устанавливает, что решение о передаче в собственность или пользование земельного участка, которым гражданин пользовался непрерывно в течение 15 лет, не имеет обратной силы.
В то же время согласно документу, в спорах о защите прав владельцев земельных участков применяется исковая давность длительностью в три года, если другое не предусмотрено законом.
Помимо того, документом в целом уточняется подсудность дел относительно земельных споров.
источник ИНТЕРФАКС-УКРАИНА