Не для кого не секрет, что Земля в Украине как исчерпаемый ресурс, который может быть товаром - пользуется значительным спросом и пополняет рынок недвижимости. В связи с чем, не лишнем будет вспомнить, как же становятся «Землевладельцами».
В Земельном Кодексе Украины указано, что право собственности на землю гражданами может приобретаться следующими путями:
- Приобретение по договору купли-продажи, дарения, мены и иными гражданско-правовыми соглашениями;
- Приватизации земельных участков, ранее предоставленных в пользование;
- Принятие наследства;
- Выделение в натуре (на местности) надлежащей земельной доли (пая);
- Безоплатная передача из земель государственной или коммунальной собственности.
Хочется в первую очередь остановиться на том моменте, когда землю получаешь бесплатно, т.е. на приватизации земельного участка. О том, что можно от государства, получить землю, знают уже многие, но механизм получения земельного участка, известен тем, гражданам, которые на себе испытали «прелести» получения земли. Если Вы решились, наконец- то воспользоваться своим правом, необходимо знать, что бесплатная передача земельного участка гражданину осуществляется в случаях:
- Приватизации земельных участков, которые находятся в пользовании граждан - так например, если в каком то далеком пятидесятом году местным районным исполкомом выделялся земельный участок в постоянное пользование , скажем, под строительство дома, то так как сейчас постоянного пользования для граждан не предусмотрено (есть либо право аренды, либо право собственности, лицо заинтересованное в получении уже давно используемого им земельного участка его приватизирует.
- Получение земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм безоплатной приватизации, определенных Кодексом Украины.
Почему мы выделили отдельно два этих случая. Если гражданин до момента приватизации использует земельный участок, например как указано выше, или согласно договора аренды, или на нем расположен дом, принадлежащий гражданину, то вопросов с приватизацией быть не должно. Т.к. уже приблизительно определены границы участка, есть хоть какая-то гарантия, что участок свободен и у органов местного самоуправления не будет возможности отказать, ссылаясь на то, что свободного участка нет.
Что касается второго случая получения земельного участка. То тут может возникнуть ряд проблем: Вам необходимо будет найти свободный участок, проверить, нет ли на него чьих-то прав и ограничений, не интересует ли данный участок кого-то из «крутых» , а то так как бы Вашим стараниям не пришел так называемый «венец», и вообще как говорят специалисты в настоящий момент в городской черте вообще не осталось свободных участков. Так что во - втором случае более вероятно своего права быть землевладельцем добиваться придется долго.
Учитывая сказанное, не для кого не секрет, что большим спросом сейчас пользуются ветхие домики, которые продвинутые граждане покупают, исключительно из-за возможности приватизировать землю под них, что как было сказано, более перспективно и реально.
Что же касается механизма получения земельного участка, то он регулируется непосредственно ст.118, 121 Земельного Кодекса Украины и как для первого таки для второго случая, одинаков.
Самое первое, что нужно сделать, - это подать заявление. Заявление подается в районную, Киевскую или Севастопольскую городскую госадминистрацию, либо сельский, поселковый, городской совет, в территориальной подведомственности которого находится интересующий земельный участок. Важно только, чтобы интересующий земельный участок был свободен, находился на территории подведомственности органа, к которому вы обращаетесь с заявлением о бесплатном выделении участка. Подавая заявление, нужно указывать желаемые размеры участка, приблизительное или точное место расположения, а также, для каких целей выделяется участок. От этого зависит граничный размер участка, который готовится к приватизации.
Бесплатная приватизация осуществляется в таких нормах:
1) Для ведения фермерского хозяйства - в размере земельного пая, рассчитанного в среднем на каждого члена сельскохозяйственного предприятия.
2) Для ведения личного сельского хозяйства - не более 2,0 гектара.
3) Для ведения садоводства - не более 0,12 Га.
4) Для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в селах - не более 0,25 Га, в поселках - не более 0,25 Га, в городах - не более 0,15 Га.
5) Для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 Га.
6) Для строительства гаража - не более 0,01 Га.
Важно помнить и то, что бесплатная приватизация проводится только один раз по каждому из видов использования.
По результатам рассмотрения заявления, в случае согласия на передачу земельного участка в собственность, предоставляется разрешение на разработку проекта его отведения.
После подготовки проекта и прохождения определенного согласования (Порядок разработки проектов землеустройства относительно отведения земельных участков, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2004 г. №677), соответствующий местный совет в месячный срок рассматривает этот проект отведения и принимает решение о передаче земельного участка в собственность.
На основании положительного решения Вам выдается Государственный акт на право собственности на землю. Вроде все просто и замечательно. Но это то, что написано в Законе о механизме бесплатной передачи земли, а то, что говорят люди, прошедшие все этапы приватизации в основной массе звучит приблизительно так...
Для того чтобы подать заявление для получения разрешения на разработку проекта его отведения к заявлению надо приложить:
а) ходатайство районного депутата;
б) ходатайство районного исполкома;
в) заключение архитектуры и/или градостроительной комиссии и заключение жилищной комиссии, справки о том, что участок не приватизирован и т.п. (между прочим, это не полный список, а учитывая, что чиновники, к которым Вам необходимо будет наведаться сидят в разных кабинетах, в разных зданиях, принимают посетителей по приемным дням, где время строго ограничено, (а еще могут возникнуть какие-то фонды, которым необходимо оказать благотворительную помощь), то не факт, что только для того чтобы подать только заявление Вам придется потратить от 1-го месяца до 2-х - все будет зависеть от вашей расторопности и кошелька «пожертвований».
После того, как Ваше заявление рассмотрено на сессии местного Совета, и вынесено Решение о том, что Вам разрешается разработать проект отведения земельного участка, начинается следующий этап хождения по кабинетам.
Во-первых, необходимо изготовить техническую документацию по отведению земельного участка, т.е. заказать сам так называемый «проект отвода». Изготовлять такой проект имеют право землеустроительные организации, имеющие соответствующую лицензию. Естественно бесплатно такой проект Вам никто не сделает, причем может возникнуть необходимость выезда комиссии на местность, разбивка координат, что оплачивается отдельно и по отдельным тарифам. В среднем цена на изготовление проекта отведения земельного участка колеблется от 1000 до 1500 гривен, перенесение проекта в натуру от 800 грн., а вообще по изготовлению технической документации, законодателем не предусмотрены е тарифы, не граничные ставки, поэтому правильнее сказать, что цена на такие работы - договорная.
Во-вторых, для того, чтобы проект отведения земельного участка был рассмотрен на второй сессии местного совета, его необходимо согласовать в ряде государственных инстанций. Таких как земельное управление, природоохранное управление, санитарно - эпидемиологическое, органами архитектуры, пожарного надзора, органами охраны культурного наследия, управления археологии и т.п. Следовательно, опять ходим исключительно в приемное время и дни по кабинетам чиновников, что может значительно повлиять на сроки подготовки пакета документов на вторую сессию. Этапы согласования можно проходить самостоятельно, если «обуви, обивающей пороги» не жалко, а можно передать документацию для согласования, той же организации, которая изготовляла проект, но естественно не поскупиться на оплату таких услуг. Причем скорость получения согласования напрямую зависит от «вашей щедрости». Такой процесс может тянуться от 3-х месяцев и более.
Наконец-то проект отвода земельного участка рассмотрен на второй сессии, Вами получено долгожданное Решение о передаче земельного участка в собственность. Хотелось бы радоваться, но еще необходимо получить тот самый документ, который дает Вам право называться «Землевладельцем» - Государственный Акт на землю.
Стоимость изготовления такого акта, по сравнению с «первичными затратами» не велика, но время, затраченное на получение самого государственного акта может быть не менее, чем на изготовление технической документации. Так как Акты печатаются только на специализированных бланках, их может не хватить именно на изготовление вашего акта и Вам придется подождать, пока их количества хватит и на Вас.
Во - вторых, учитывая некоторые технические моменты, могут вдруг не совпасть «координаты на местности» и Вам придется бегать между организацией, которая делала Вам проект, и государственным земельным Кадастром. А «не дай бог» вдруг в уже готовом акте по нелепой случайности допущена ошибка: либо в Вашей фамилии, отчестве, месте Вашей регистрации, или названии улицы самого земельного участка - «Начинаем все с начала - либо бегаем от проектной организации и по инстанциям, либо ждем еще какое-то время на исправление «допущенных технических ошибок».
Когда наконец-то Государственный акт на Ваше имя готов, тут можно уже чуть-чуть расслабиться. Остается Акт только зарегистрировать в Государственном земельном Кадастре, на что уже уйдет меньше времени от 2-х недель до 1,5 месяцев, все зависит от загруженности регионального государственного земельного кадастра.
И вот Вы стали «Землевладельцем». В среднем для того, чтобы так именоваться, можно потратить и год и полтора. Возможно, именно поэтому сроки завершения приватизации земельных участков для граждан Украины уже несколько раз законодателем переносятся.
Хочется сказать, что все, что указано выше, написано не для того, чтобы запугать будущих владельцев земли, а для того, чтобы, проходя все этапы становления землевладельцем, у вас не опустились руки. И Вы понимали, что указанные трудности, подстерегли не только Вас, а, в принципе, с тяготами становления землевладельцем сталкиваются практически все граждане, оформляющие право собственности на земельный участок.
Кто-то заметит, что приватизация земли - это не обязанность граждан, а их право. Никто не может принудить граждан к приватизации земельных участков, зачем же тратить свое время, нервы, силы, да и денежные средства на бесплатную приватизацию, если к этому никто не обязывает.
Но согласитесь, как приятно быть собственником, того объекта, ресурс которого исчерпаем, (земли Украины не построишь как квартиры в домах).
Знать, что твое право собственности на земельный участок гарантируется основным законом Украины - Конституцией, Земельным кодексом Украины, что как «землевладелец» Вы сможете воспользоваться своей собственности по своему усмотрению - продать, подарить, оставить в наследство, в конце концов, сдать в аренду и получать доход. Если есть возможность получить от государства-то, что принадлежит Вам по праву - стоит потратить и время и приложить усилия, чтобы гордо именовать себя «Землевладелец» - результат того стоит.
И.В.Жолудева, юридический департамент АН «Город»
ВЫПИСКА ИЗ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ
Стаття 1. Земля - основне національне багатство
1. Земля є основним національним багатством, що перебуває під особливою охороною держави.
2. Право власності на землю гарантується.
3. Використання власності на землю не може завдавати шкоди правам і свободам громадян, інтересам суспільства, погіршувати екологічну ситуацію і природні якості землі.
Стаття 19. Категорії земель
1. Землі України за основним цільовим призначенням поділяються на такі категорії:
а) землі сільськогосподарського призначення;
б) землі житлової та громадської забудови;
в) землі природно-заповідного та іншого природоохоронного призначення;
г) землі оздоровчого призначення;
ґ) землі рекреаційного призначення;
д) землі історико-культурного призначення;
е) землі лісогосподарського призначення;
є) землі водного фонду;
ж) землі промисловості, транспорту, зв'язку, енергетики, оборони та іншого призначення.
Стаття 78. Зміст права власності на землю
1. Право власності на землю - це право володіти, користуватися і розпоряджатися земельними ділянками.
2. Право власності на землю набувається та реалізується на підставі Конституції України ( 254к/96-ВР ), цього Кодексу, а також інших законів, що видаються відповідно до них.
3. Земля в Україні може перебувати у приватній, комунальній та державній власності.
Стаття 126. Документи, що посвідчують право на земельну ділянку
1. Право власності на земельну ділянку і право постійного користування земельною ділянкою посвідчується державними актами.
Форми державних актів затверджуються Кабінетом Міністрів України.