Мнения экспертов и официальных лиц по поводу целесообразности возобновления валютного кредитования разнятся. Многие банкиры выступают за возобновление возможности выдачи кредитов в валюте.
«Не сомневаюсь, что кредитные продукты в валюте появятся в арсенале всех без исключения банков. Рынок избыточно насыщен валютными ресурсами и разместить их в кредитах хотели бы многие банки», - считает , например, председатель наблюдательного совета банка «Национальный кредит» Андрей Онистрат.
В первую очередь, начнут выдавать валютные кредиты банки с иностранным капиталом, поскольку они имеют более открытый доступ к внешним ресурсам, - предполагают другие финансисты. Действительно, перед банками сейчас стоит большая проблема. Объем банковских вкладов населения в СКВ составляет на 1 января 2011 года 16 315,5 млн. долл. США. По ним требуется регулярно выплачивать проценты, но при этом кредитование юридических лиц банками всё еще ограничено из-за их ненадежности, а физическим лицам валютные кредиты уже долго давать было нельзя. В таких условиях многие банки фактически несли убытки по привлеченным у населения валютным депозитам.
Впрочем, есть и такие эксперты, которые не хотят возобновления кредитования в СКВ, полагая наличие больших рисков в таких операциях. Так, категорически против валютного кредитования выступают руководители Ассоциации украинских банков и Нацбанка.
В частности, считает актуальным ограничение на выдачу валютных кредитов физлицам новый глава НБУ Сергей Арбузов. «С целью нейтрализации угроз экономической безопасности в банковской сфере, связанных, в частности, с накоплением внешних и внутренних долгов в иностранной валюте банками и их клиентами, целесообразно установить на постоянной основе на уровне закона запрет на предоставление финучреждениями потребительских кредитов в иностранной валюте физлицам», - четко заявил он в конце прошлого года.
В связи с этим, господин Арбузов надеется на принятие Верховной Радой в ближайшее время законопроекта №7351 о защиты прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, предусматривающий введение запрета на предоставление потребительских кредитов в иностранной валюте на территории Украины на постоянной основе.
Впрочем, по его словам, учитывая недостаток времени, может рассматриваться также промежуточный вариант: продление действия соответствующих положений закона №1533 еще на пятилетний период - до 1 января 2016 года.
Так кто же прав: те, кто выступают за возобновление валютного кредитования, или противники кредитов в СКВ? Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить «историю» проблемы и посмотреть на нынешние тенденции в украинской экономике.
Итак, полулегальные кредиты населению в гривне, но с привязкой к курсу доллара, некоторые банки начали выдавать уже давно. Однако речь шла о небольших объемах - до тех пор, пока в 2004 году тогдашний глава НБУ Сергей Тигипко не выдал официальное разрешение на валютное кредитование физлиц.
Это была очень большая ошибка, вызвавшая позднее огромные проблемы как у многих заемщиков, так и банков. Кстати, первым заместителем главы Нацбанка, а затем даже на некоторое время и.о. главы был в 2004 году Арсений Яценюк. Он не возражал тогда против валютного кредитования населения, поэтому на нем также лежит ответственность за то крайне опасное решение НБУ.
После данного разрешения Нацбанка украинцы стали активно оформлять крупные и долгосрочные кредиты в СКВ, ставки по которым были почти вдвое ниже, чем по гривневым кредитам – на покупку жилья, земли, автомобилей и т.д. И все из них, кто взял на протяжении 2004-2008 годов валютные кредиты на срок 3-5 и более лет, сильно пострадали в результата обвала гривни в конце 2008 года. При этом многие не смогли затем обслуживать и погашать такие кредиты, вследствие чего большие проблемы начались также у банков.
Однако виновны в данной ситуации не только упомянутые экс-руководители НБУ Тигипко и Яценюк. Значительная вина также лежит на их преемнике Стельмахе.
Если в 2004 году, когда руководством Нацбанка было дано разрешение на валютное кредитование физлиц, сальдо внешней торговли Украины было положительным и потому не было причины бояться девальвации национальной валюты хотя бы в краткосрочной перспективе, то, начиная с 2005 года, ситуация в корне переменилась.
По результатам 2005 года импорт обогнал экспорт, а в последующие годы негативное внешнеторговое сальдо стало стремительно расти - что и полагалось в условиях высокой инфляции в стране, но стабильном курсе гривни к доллару (и, тем более, ревальвации в 2005 и 2008 годах). Поскольку если в Украине в течение 2004-2008 годов инфляция составляла 10-22%, то в США и странах еврозоны она не превышала ежегодно 2-3%. В связи с чем, конкурентоспособность украинских товаров с каждым годом быстро снижалась, а импорт все сильнее заполонял полки украинских магазинов.
В частности, отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило в 2005 году 1,9 млрд. долл., в 2006-ом – 6,7 млрд. долл., в 2007-ом – 11,4 млрд. долл., в 2008-ом – 18,6 млрд. долл. (причем, было бы еще больше, если бы не обвал гривни в конце 2008 года).
Глава НБУ Владимир Стельмах обязан был видеть эту тревожную тенденцию, означающую, что рано или поздно национальной валюте предстоит падение. И поэтому он должен был не только не проводить вредоносную для отечественной экономики ревальвацию гривни в 2005 и 2008 годах, но и запретить валютное кредитование физлиц – еще в 2005-2006 годах. Однако Стельмах этого не сделал.
После мощной девальвации гривни в 2008 году, а также в связи с общемировым кризисом, ситуация в украинской экономике существенно изменилась: снизились не только объемы экспорта, но еще значительнее – импорта. Однако такое продлилось недолго, коль скоро в 2009 и 2010 годах гривня укреплялась к доллару усилиями Нацбанка.
Как следствие, импорт снова стал быстро расти - темпами, опережающими темп роста экспорта. Особенно эти процессы усилились, начиная с августа 2010 года. По последним данным Госкомстата, отрицательное сальдо внешней торговли товарами за январь-ноябрь прошлого года достигло 7 958 млн. долл. То есть, в Украине, по сути, сейчас наблюдается в данном ракурсе повторение процессов, наблюдавшихся в предкризисные годы.
А это - особенно с учетом того, что в ближайшие годы Украине предстоит возращать большие объемы внешних займов – означает, что сохранение валютного курса на нынешнем уровне около 8 грн./долл. в течение долгого срока невозможно. В будущем гривню ожидает только девальвация, причем, чем дольше Нацбанк будет удерживать теперешний курс, тем сильнее окажется затем обвал национальной валюты.
Например, экс-министр экономики Владимир Лановой предсказывает , что обрушение гривни произойдет в 2012 году. Но ее обвал может начаться и намного раньше. Для этого достаточно любого толчка, как внешнего, так и внутреннего.
Упасть гривня может очень сильно. Расчеты показывают , что оптимальным для украинской экономики был бы валютный курс на уровне 10,5-11 грн./долл. – это еще по состоянию на лето прошлого года. На сегодня данный показатель будет еще выше.
Уверения же правительства, что до конца 2011 года курс гривни продержится на теперешних значениях, нельзя воспринимать всерьез. Вспомним, как в еще в июле 2008 года мало кто из экспертов мог предположить, что уже в сентябре национальная валюта начнет девальвировать, а в декабре упадет в два раза. Хотя тогда золотовалютные резервы НБУ достигали свыше 38 млрд. долл., что на 4 млрд. больше, чем сейчас.
Поэтому, возвращаясь к вопросу валютного кредитования, можно однозначно сказать, что ни в коем случае нельзя возобновлять выдачу кредитов населению в СКВ. А украинцам остается порекомендовать забыть вообще о валютных кредитах, если они не хотят потом очень сильно огорчаться.
Источник: Ua-Banker