Недвижимость Харькова    

Как забрать свои деньги у ЖЭКа?

Каждый месяц все жители многоквартирных домов получают квитанцию об оплате жилья и коммунальных услуг. Откуда берутся цифры в квитанции, за что мы платим и что должны получить за эти деньги, можно ли что?то сделать, чтобы платить меньше? Многие этого просто не знают, хотя существует типовой договор, который все должны были заключить с ЖЭКом, в котором указаны предоставляющиеся гражданам услуги и их стоимость. Итак, за что же мы платим?
В перечень обязательных услуг ЖЭКа входит 25 пунктов, согласно которым ЖЭК обязан: убирать лестничные клетки, придомовую территорию, подвалы техэтажи и кровли; вывозить мусор, заниматься техническим обслуживанием лифтов и систем диспетчеризации; производить техническое обслуживание внутридомовых систем тепло-водоснабжения, водоотвода и ливневой канализации, истреблять насекомых и грызунов,: обслуживать дымовентиляционные каналы, системы противопожарной автоматики и дымоудаления, а также бытовые электроплиты. В круг обязанностей ЖЭКа входит текущий ремонт конструктивных элементов, инженерных систем и устройств домов и элементов внешнего благоустройства (например, уход за клумбами, ремонт скамеек и фонарей у парадных), ремонт детских, спортивных и хозяйственных площадок, подготовка жилых домов к эксплуатации в осенне-зимний период, уборка и вывоз снега и так далее
ЖЭКи, безусловно, обязаны устранять любые поломки и неисправности по требованию жильцов. Причем последние не должны в течение нескольких месяцев ставить тазики под протекающей крышей или при поломке лифта подниматься пешком на 1б-й этаж, ожидая, пока жилищно-коммунальное управление соизволит произвести ремонт. «Правила обслуживания жилых домов и придомовых территорий», устанавливают четкие сроки ликвидации основных повреждений. Немедленно (в течение часа с момента уведомления!) должны ликвидироваться аварийные ситуации: поломки электросети (короткое замыкание и т. п.), прорыв водопроводных труб, повреждение мусоропроводов, стен (нарушение кирпичной кладки, протекание стыков панелей и др.), поломки лифта, протекание крыши. Течь водопроводных кранов должны устраняться в течение суток. Разбитые стекла, поврежденные двери, окна необходимо починить летом за трое суток, а зимой – за сутки.
Все поломки должны устраняться бесплатно (!), независимо оттого, приватизирована квартира или нет. Однако, если вы желаете заменить, скажем, отечественный смеситель на импортный, за эту услугу придется заплатить, поскольку она является дополнительной. Но в таких случаях работники ЖЭКа обязаны производить соответствующие монтажные работы только по государственным расценкам.
Какие из этих услуг харьковчане получают реально? А платят за сколько? И как с этим бороться? По идее, довольно просто. Для начала подайте заявление в ЖЭК с требованием предоставить калькуляцию реально предоставленных вам услуг за последний месяц. Оплатить следует, в соответствии с постановлением Кабинета министров №?560 от 12.07.2005 г., только эти услуги. А если калькуляцию вам предоставить откажутся, просто не платите квартплату и подавайте на ЖЭК в суд. Вы имеете на это полное право. Но есть и другие методы борьбы с ЖЭКом.
Например, если Вы обращаетесь в ЖЭК с заявлением починить протекающую крышу, а в ответ тишина, Вы можете поступить следующим образом. Итак, если на ваше заявление не отреагировали, нужно составить акт-претензию к коммунальщикам с требованием провести аварийно-восстановительные работы. Если они в течение месяца, не подпишут этот акт, довольно будет даже двух подписей соседей, что станет достаточным доказательством Вашей правоты, если дело дойдет до суда. После этого Вы сами нанимаете кровельщиков, но тех, кто имеет лицензию на проведение строительных работ. После выполнения работ получаете от них счет и акт, после чего обращаетесь в суд, который в большинстве случаев удовлетворяет иск и принимает решение взыскать с ЖЭКа возмещение понесенных расходов. Просто вернуть деньги ЖЭК не может, поэтому необходимую сумму будут учитывать как квартплату до тех пор, пока эта сумма не превысит Ваши расходы на ремонт кровли. Кроме этого, Вы также через суд можете потребовать у ЖЭКа компенсацию ущерба, если из?за текущей крыши у Вас испортился потолок, пол или мебель.
Еще одна коммунальная проблема, которая волнует очень многих граждан – холод в квартирах. Сергей Петрович, живущий на Алексеевке, жалуется: «Уже третью зиму в моей квартире холодина, да и горячую воду горячей не назовешь – так, чуть теплая. На жалобы в ЖЭКе один ответ: в вашем доме старые трубы, они забиты окалиной и давления не хватает, чтобы в должных объемах подавать тепло и горячую воду. Но плачу?то я исправно за тепло и горячую воду. Что же мне делать, может быть вовсе не платить?» Подобных историй, к сожалению, множество, а вот решений гораздо меньше. Конечно, совсем не оплачивать отопление и горячую воду не получится, но платить меньше –вполне реально. Согласно требованиям к количественным и качественным показателям услуг, утвержденным постановлением Кабинета Министров №?630 от 21.07.2005, температура горячей воды должна быть от +50 до +75°С, допустимый срок отклонения от данных показателей – не более двух минут после открытия водоразборного крана. Если температура воды составляет от +45 до +49 °С, плата уменьшается на 10?% на весь срок отклонения от нормы, от +40 до +44 °С на 30 7о, менее +40 °С – услуга не оплачивается вообще. Перерывы в подаче воды могут случаться не чаще раза в месяц и длиться не более 24 ч. Нарушение нормы позволяет уменьшить плату на 3,3?% за каждый день.
Если на один день позже установленного срока начали отапливать помещение или закончили отопительный сезон на день раньше, высчитывается 3,3?% за каждый день просрочки. Перерывы в теплообеспечении возможны не более чем на 12 ч. в сутки и не чаще раза в месяц, при большем сроке высчитывается 3,3?%. А вот с отоплением чуть хуже: даже если в Вашей квартире температура воздуха составляет +18 °С (в угловых комнатах +20 °С) – это считается нормой. За каждый градус понижения температуры вычитается 5?%. Если же температура воздуха ниже +12 °С (в угловых комнатах +14 °С), плата за централизованное отопление не перечисляется. Ну а чтобы зафиксировать «климатические условия» в Вашей квартире, нужно опять?таки составить акт-претензию претензию за подписью представителя ЖЭКа. А если оный специалист после вашего письменного заявления в течение 3 дней не явится, акт будет считаться законным, если его завизируют не менее 3 ваших соседей или председатель домового комитета.
Довольно часто ЖЭКи взимают квартплату за большее количество проживающих, чем есть на самом деле. Во многих семьях есть люди, которые реально живут и работают в другой стране, а квартплата на них начисляется. Или, например, дети выросли и уехали учиться в другой город (живут в общежитии) или находятся в армии. Во всех этих случаях, коммунальщики не должны брать деньги за «лишних» жильцов, а необоснованно начисленные суммы должны вычесть из будущих платежей. В соответствии со ст. 20 закона «О жилкомуслугах», владелец квартиры имеет право не платить за членов его семьи на период их временного отсутствия, если оно документально оформлено, правда для этого нужно обратиться в ЖЭК с письменным доказательством того, что такой?то жилец зарегистрирован в данный момент по другому адресу. С военнослужащими проблема легко решается – подтвердить его отсутствие и потребовать пересчета квартплаты можно на основании справки из военкомата. Студент, живущий в общежитии, должен там зарегистрироваться и иметь квитанции об оплате проживания там.
Так что, как видите, отстоять свои права вполне реально, только нужно знать о своих правах и не бояться бороться за них.