Налоговый кодекс еще не рискнули подписать ни спикер Верховной Рады Владимир Литвин ни президент Виктор Янукович. Но документ уже спровоцировал украинцев на уличные акции протеста, поэтому, скорее всего, он будет возвращен на доработку в парламент.
Наибольшее возмущение кодекс вызвал у мелких предпринимателей-упрощенцев, а вопросу налогообложения земли внимания уделяется меньше. А зря, ведь платить налог по новым ставкам придется даже бедным слоям населения.
Налог в цифрах
Согласно принятому Верховной Радой Налоговому кодексу, базой земельного налогообложения будет нормативная денежная оценка земли и площадь участков, оценка которых не произведена. В первом случае ставка будет определять как процент от оценочной стоимости (1% с применением различных коэффициентов – от 0,1 до 7,5), во втором – согласно таблице. Стоит отметить, что изначально ставки за неоцененную землю были ниже, но Верховная Рада 18 ноября увеличила их втрое.
Итого, теперь за 1 кв. м украинцам, владеющим землей без оценки, придется платить от 24 коп. до 10,08 грн. в год. Также кодекс предполагает освобождения от уплаты налога участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений: в селах - не более 0,25 га, в поселках - не более 0,15 га, в городах - 0,1 га. Кажется, это достаточно лояльный подход, но простые подсчеты показывают обратное. Например, жителю крупного города, владеющему двумя участками, на одном из которых стоит дом, а на другом выращивают картошку, придется платить за второй (предположим, его размер – всего 10 соток) 100 80 грн. в год, а бабушке в глухой деревне – 240 грн. в год.
Впрочем, как отмечает директор ИРЦ «Реформирование земельных отношений в Украине» Максим Федорченко, даже не в размере дело, а в методиках начисления. Причем его больше беспокоит не столько налог на землю без оценки, сколько на участки, которые оценить успели, а таких в Украине большинство, и их количество постоянно растет. «Намного больней по рынку и землевладельцам бьет повышение ставок, касающихся земли с нормативной оценкой, которая мало того что проводится по застаревшей технологии, еще и постоянно индексируется из-за прогрессирующей инфляции.
Законом об оценке предусмотрено, что стоимость земли пересматривается каждые 5-7 лет, но это недостаточно часто. Например, в странах, где создан полноценный нормальный кадастр, и вся система компьютеризирована, процесс происходит автоматически ежегодно. И когда происходит экономический подъем или спад, база налогообложения достаточно чутко реагирует на эти изменения», - объясняет он.
В нашем случае все существенно запаздывает: на подъеме экономики земля была оценена ниже рыночных цен, и бюджет недополучал налоги. Во время кризиса же экономическая активность упала, резко снизилась доходность бизнеса, а ставка налога берется со стоимости, которая была рассчитана раньше, на подъеме цен. «У нас же массовый налогоплательщик – нищий», - возмущается эксперт.
В качестве решения проблемы М. Федорченко предлагает внедрение новых, более прогрессивных и гибких систем оценивания земли, которые сегодня применяются за Западе.
Без удивления
Впрочем, в целом предложенные нормы Налогового кодекса не вызывают у участников рынка ни удивления, ни особого возмущения. Как напоминает М. Федорченко, прежде плату за землю ежегодно законом о бюджете ежегодно увеличивали в три раза. Таким образом, по его подсчетам, общий ежегодный доход с земли вырос с 70 млн. грн. до 3 млрд. грн.
Старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Наталия Доценко-Белоус концепцию администрирования земельного налога называет явлением системным и сбалансированным. «С одной стороны, сохраняются освобождения от уплаты налога на землю для физлиц, приватизировавших земельные участки в размере норм, установленных для бесплатной приватизации.
С другой стороны, наблюдается многократное увеличение ставок налога за использование особо ценных земель (пашня), земли природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения не по основному назначению, например, для застройки», - говорит она. По ее мнению, вводимый подход дифференцированных ставок земельного налога сможет воспрепятствовать хаотичной застройке земель, проводимой вопреки их целевому назначению.
Ведь до кризиса немало украинцев скупало земли в качестве «капитальных инвестиций», рассчитывая заработать на их дальнейшей перепродаже, а не путем ведения на них хозяйственной деятельности. Кстати, кодекс предусматривает, что к сельхозугодиям, на которых не ведется производство более трех лет, применяется коэффициент 1,2, а если земля и дальше продолжает простаивать, коэффициент ежегодно увеличивается на 20%
Поэтому, как считает президент ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль, повышение налога заставит держателей больших объемов земли скорее выставить их на продажу, чтобы избавиться от них. При этом цена, по его мнению, будет иметь тенденцию к уменьшению.
Впрочем, выброс на рынок участков и снижение их стоимости еще не означает, что рынок активизируется, а количество сделок увеличится. Как считают эксперты, рынок слишком инертен, а покупателей, желающих и способных вложить деньги в покупку лишней земли, слишком мало, чтобы преломить ситуацию.
http://www.kanzas.ua источник http://www.ugmk.info/