Как уже сообщалось ранее, согласно Приказу Минюста от 26.03.2010 г. /5 с первого июня 2010 года вместо «Справок-характеристик» БТИ должны выдавать «Выписки из Реестра прав собственности на недвижимое имущество», оформленные на специальных бланках. Уже выданные «Справки-характеристики» будут действовать в течение трех месяцев с момента выдачи.
Этим же Приказом предусмотрено, что свидетельства о праве собственности на объекты недвижимого имущества также будут оформляться на новых специальных бланках.
С точки зрения отдаленной перспективы, это шаг в верном направлении. Имея заблаговременно сделанную выписку из Реестра прав собственности на недвижимое имущество, потенциальные участники рынка могут более взвешенно подходить к принятию решений.
Но, говоря о положительных сторонах нововведений, необходимо четко понимать, что рынок недвижимости обладает очень высокой инерцией. Переходные процессы нередко весьма болезненны для многих участников рынка. Далеко не все люди способны быстро разобраться в нововведениях. Тем более что их суть на доступном для наших граждан языке практически не описана. Фактически говорится лишь о том, что вместо одного документа БТИ будет выдавать другой.
Однако давайте посмотрим на эти нововведения повнимательней.
Бланки новых документов уже поступили в БТИ, но пока что сотрудники затрудняются назвать конечные сроки выдачи документов. Судя по всему, оформление документов теперь будет фактически разбито на два этапа, за каждый из которых придется платить отдельно.
Первый этап, похоже, будет примерно таким же, как и сейчас.
Очередь за талончиком, в котором указана дата и время приема конкретного владельца недвижимости; проверка документов; прием заявки на проведение обследования; выезд сотрудника БТИ на указанный объект; изготовление и выдача техпаспорта. На этом же этапе будет производиться и оценка объекта (хотя сейчас пока не ясно кто и как ее будет проводить). Весь этот этап вполне реально пройти за две недели.
О втором этапе, связанном с оформлением «Выписки из реестра прав собственности на недвижимое имущество», информации значительно меньше. Известно, что на оформление «Выписки» нужно будет снова брать талон. И платить дополнительные деньги. Кроме того, придется предоставлять не только оригинал правоустанавливающего документа, но и его нотариально заверенную копию (которая стоит от 20грн – тоже ведь затраты).
Пока сложно сказать, сколько времени займет второй этап. Ориентировочные сроки – от двух недель до месяца. Вполне возможно, что этот срок, а также сумма платежа будут зависеть от особенностей конкретных правоустанавливающих документов на недвижимость.
Таким образом, минимальный срок оформления документов в БТИ растянется до месяца (возможно, и больше).
И тут самый раз подчеркнуть, что четкие ответы на вопросы о сроках очень важны.
Дело в том, что в так называемом «Договоре задатка» оговаривается конечная дата подписания договора купли-продажи. Если продавец не успеет собрать все необходимые документы к указанной дате, то формально нарушит условия договора. И, если покупатель не согласится с тем, что подобная задержка вызвана форс-мажорными обстоятельствами, то продавец должен будет вернуть залог в двукратном размере. А это, как правило, весьма значительные суммы. Да и сделка при этом не состоится.
Можно, конечно, в «Договоре задатка» указать конечный срок с большим запасом. Вот только согласится ли покупатель с подобным вариантом?
Отдельно остановимся на важном аспекте, который связан с методологией оценки стоимости недвижимости сотрудниками БТИ.
Не секрет, что в киевских домах старой постройки БТИ сейчас указывает существенно заниженные стоимости квартир. Эти оценки нередко дублируются в договорах купли-продажи. Делается это для минимизации налогов. То, что участники сделки при этом рискуют, понимают практически все. Но рискуют…
Указание в «Выписке из Реестра прав собственности на недвижимое имущество», цен, приближенных к реальным, наверняка, оздоровит рынок. И одновременно увеличит поступления в Госбюджет и Пенсионный фонд.
Потому одну из причин данных нововведений некоторые участники рынка связывают с планами привлечения оценщиков к составлению документов, необходимых для осуществления операций с недвижимостью.
Так это или нет – покажет время.
И последнее по порядку, но не по степени важности.
В моменты перехода от одних юридических правил к другим крайне необходимы комментарии специалистов, которые эти правила разрабатывали и внедряют. Необходимо нормальным человеческим языком пояснять миллионам наших сограждан, что и как конкретно меняется, какие в этих изменениях потенциальные плюсы и минусы. Информационные сайты есть практически у всех ведомств. Ссылка на подобные публикации всегда привлекает внимание общественности. Было бы только желание у чиновников объяснить суть нововведений.
Информационно-аналитический отдел портала недвижимости www.domik.net