Как известно, при покупке автомобиля или недвижимости в кредит, обязательным условием является страхование этих объектов. Проблема в том, что в большинстве случаев, банк, выдающий кредит, вынуждает клиента купить страховой полис именно в той страховой компании, в какой укажет банк. И вот теперь у заемщиков появился шанс вернуть себе право выбирать страховую компанию при страховании залогов. Дело в том, что в начале мая Антимонопольный комитет пригрозил серьезными штрафами банкам, которые продолжат загонять в «свои» страховые компании клиентов, оформивших у них автокредиты и ипотеку. Им придется обнародовать список требований к аккредитованным страховщикам, после чего банкиры не смогут отказывать заемщикам в приеме полисов всех без исключения страховых компаний, которые будут отвечать опубликованным критериям. Если же финансисты продолжат порочную практику, то их серьезно накажут рублем — штрафы могут достигать 10% выручки.
В поле зрения антимонопольщиков попали Приватбанк, Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк, OTP Bank и УкрСиббанк, на которые в прошлом году поступили многочисленные жалобы. В своих кредитных договорах эти учреждения требуют от заемщиков приобрести страховку исключительно в указанных ими СК. При этом аккредитация страховщиков проводится на основании внутренних банковских документов, доступ к которым закрыт как для самих страховых компаний, так и их клиентов. Договоры, заключенные заемщиками самостоятельно в чужих СК, финансисты категорически отказываются принимать. Чтобы исправить данную ситуацию, АМКУ рекомендовал банкам обеспечить прозрачность и открытость процесса аккредитации компаний. Их обязали размещать на своих веб-сайтах, а также в отделениях список аккредитованных СК и перечень требований к ним для получения аккредитации. Если же заемщик уже приобрел полис в неаккредитованной компании, финучреждения должны проверить ее деятельность на соответствие своим требованиям. «В случае отказа банк обязан предоставить страховщику мотивированный ответ с указанием причины невключения его в список проверенных», — рассказал старший юрист адвокатской фирмы
Arzinger Павел Нуржинский.
До сих пор финансисты не слишком баловали страховых партнеров какими бы то ни было разъяснениями. «Сейчас многие банки заявляют, что в случае отказа в аккредитации той или иной СК они не обязаны мотивировать его причины. В итоге страховщик предоставляет финучреждению развернутую информацию о своей деятельности, а в результате может получить отказ без видимой на то причины», — отметила заместитель председателя правления СК «НОВА» Светлана Кадукова. По словам главы Антимонопольного Комитетеа Алексея Костусева, хотя рекомендации даны только пяти банкам, остальным финучреждениям также придется им следовать. В случае невыполнения этих предписаний им грозят серьезные штрафные санкции. «Согласно законодательству штраф может составить 10% выручки», — подчеркнул г-н Костусев. Еще одним поводом для вмешательства антимонопольщиков стал слишком высокий размер комиссий, который банкиры взимают за продажу страховых полисов. В числе самых жадных оказался Укрсоцбанк, который требовал от страховщиков уплаты комиссионного вознаграждения в размере 63% от суммы платежа по договору страхования залогового имущества физлиц (кроме автомобилей). В то же время в других финучреждениях средний размер отчислений за посредничество колеблется в пределах 10–25%. Именно до такого уровня, по настоянию антимонопольного ведомства, придется снизить комиссию и Укрсоцбанку.
Страховщики уверяют, что их взаимоотношения с банкирами уже давно требуют вмешательства регулирующих органов. Вопрос завышенных комиссионных остается для рынка больным на протяжении последних нескольких лет. Непомерные аппетиты финансистов становятся разорительными не только для СК, но и для их клиентов. «Значительный рост банковской комиссии, с одной стороны, увеличивает затраты клиента на страхование, поскольку выливается в повышение страховых тарифов. С другой — может привести к банкротству страховщика, который, пытаясь предлагать рыночные условия, обязан значительную часть платежей отдать банку», — говорит директор ООО «Агентство страхового консалтинга» Елена Сидоренко.
Абсолютно непрозрачной в большинстве финучреждений остается и процедура аккредитации СК. Так, одним из основных критериев при отборе страховых партнеров сегодня является размер депозита, который компания готова разместить в банке. «Цена такого «входного билета» составляет в среднем 1–5 млн грн., но это далеко не предел. Отдельные финучреждения требуют размещения депозитных средств в размере 10 млн грн. и более», — рассказывают специалисты. Некоторые же банки предпочитают работать исключительно с аффилированными страховщиками, не подпуская к страхованию залогов посторонние компании. «Наиболее устоявшиеся отношения сложились между УкрСиббанком и СК АХА. Французское финучреждение (УкрСиббанк является одним из акционеров АХА в Украине) тесно сотрудничает с французским страховщиком», — сообщил заместитель председателя правления АСК «ИНГО Украина» Александр Мацак. Итогом такого избирательного подхода к аккредитации компаний зачастую становится недовольство заемщиков. «Банки нередко злоупотребляют своим положением залогодержателя, прикрываясь заботой о клиенте. Но даже размещенный СК депозит в конечном итоге не гарантирует выполнения ею обязательств по договорам страхования», — говорит начальник управления организации работы с банками СК «ПРОВИДНА» Андрей Ивчатов.
Финансисты обещают, что будут беспрекословно следовать рекомендациям АМКУ. Хотя некоторые из попавших в немилость банков уверяют, что и до сегодняшнего дня вполне отчетливо формулировали критерии при отборе страховых компаний. «У нас есть ряд минимальных требований, которым СК обязана соответствовать изначально. Во-первых, это наличие лицензий на осуществление соответствующих видов страховой деятельности. Во-вторых, минимальный размер уставного фонда должен составлять порядка 1,5 млн евро, а размер полученных страховых платежей за последние 12 месяцев — не менее 5 млн евро. Кроме того, у компании должны быть договоры облигаторного перестрахования с международными страховщиками с рейтингом как минимум одного из ведущих рейтинговых агентств (AM Best, Fitch Ratings, Moody's Investors Service, Standard & Poor's, т. д.) на уровне не ниже А. Срок работы СК на страховом рынке Украины — не менее пяти лет», — рассказывает начальник отдела корпоративных отношений с международными корпорациями OTP Bank Юрий Немчиков. Финансисты также пеняют на то, что найти надежных партнеров в нынешней ситуации не так просто: 80% зарегистрированных компаний либо не занимаются реальным страхованием, либо вообще не проводят никакой деятельности. К тому же сегодняшняя форма отчетности страховщиков не дает представления о действительном финансовом положении страховой компании. «Сложная экономическая ситуация в 2008–2009 годах негативно отразилась на страховом рынке. Надежных страховых компаний поубавилось, соответственно, уменьшилось и количество аккредитованных СК», — поясняет директор департамента управления розничными продажами АО «Эрсте Банк» Виталий Позняк.
По прогнозам финансистов, теперешние угрозы АМКУ едва ли изменят ситуацию, если вопросы аккредитации не будут урегулированы с помощью нормативных документов. «Неправильно говорить о том, что правила нарушают только эти пять банков. Ситуация в других финучреждениях (в том числе и государственных) также далека от прозрачности. Необходимо внедрить единые стандарты для всех страховщиков, проходящих аккредитацию», — убеждена Елена Сидоренко. До тех пор пока регуляторы будут закрывать глаза на разборки своих подопечных, банки легко найдут возможность игнорировать конкурентное законодательство.
по материалам
Деловая столица