Испокон веков люди занимаются торговлей, но если раньше это были рынки да лавки, то сегодня жители городов, чтобы совместить приятное с полезным, отправляются в торгово-развлекательные центры. Сама же структура торговых предприятий настолько разветвлена, что уже требует классификации и определения типа (формата) как существующих объектов, так и объектов, находящихся на стадии проектирования или строительства.
В целом, при классификации торговых помещений, учитывают такие параметры:
- место расположения объекта;
- радиус доступности;
- товарная специализация;
- основной потребитель;
- инфраструктура и сервис;
- паркинг;
- управление зданием, охрана.
По этим признакам можно выделить следующие классы торговых помещений:
- торговые комплексы, торгово-развлекательные комплексы, торговые центры, мегамоллы, гипермоллы;
- торговые центры, гипермаркеты;
- супермаркеты и универсамы;
- салоны, мебельные центры, техноцентры;
- универмаги, гастрономы, промтоварные магазины;
- павильоны, киоски;
- бутики.
Что касается торговых центров, то для них основными характеристиками являются место расположение, окружающая инфраструктура, а также формат объекта. Торговый центр, расположенный в городе, находится в хороших условиях уже потому, что посетители могут быстро добраться до него.
Однако, в центрах городов стоит задача вписаться в существующие условия, решить проблему с парковкой и т.д..
По физическим характеристикам центры разделяются на открытые и закрытые, одноуровневые и многоуровневые.
По типу планировки — в зависимости от расположения основных торговых галерей и размещения крупных арендаторов основными планировочными схемами ТЦ являются:
Линейная планировка — подразумевает совместное использование единой зоны благоустройства несколькими торговыми объектами, примыкающими друг к другу.
Кластерный центр — торговый квартал, включающий несколько отдельных зданий, объединенных тротуарами.
Комплекс с внутренним раскрытием: компактное по форме здание, в котором основное движение осуществляется из одного центрального молла, с одним или несколькими уровнями.
Классификация торговых центров по концепции:
Универсальные — центры с широким и глубоким ассортиментом товаров и услуг.Специализированные центры товаров для дома, технические, автомобильные. Специализация обеспечивает привлекательность за счет глубокого ассортимента товаров в какой-либо категории. Явление, характерное для Украины, – образование зон торговли бытовой электроникой.Владельцы сетевых магазинов несколько лет назад стали придерживаться стратегии размещаться рядом с конкурентами, и сейчас на одной территории может быть представлено несколько крупных сетевых магазинов. Динамично развивающееся в последнее годы направление — автотехнические центры, где автосалоны сочетаются с магазинами запчастей и сервисными центрами.
Специализированные торговые центры могут быть рассчитаны как на розничных покупателей, так и на потребителей-профессионалов. В основном это касается различных строительных торговых центров.
Центры моды, в которых представлены одежда, обувь и модные аксессуары. В основном, модные центры располагаются в городской черте. При небольших площадях они специализируются в каком-либо сегменте, а в более крупных зданиях фактором притяжения является широкий ассортимент. Модные центры легче, чем другие, работают в многоэтажных зданиях. Ведь товары сравнительно небольшие по размеру, легкие и привлекательные, к тому же на удаленных участках и верхних уровнях можно расположить узкоспециализированную одежду, ткани и комплекс услуг.
Центры распродаж (дискаунтеры) — явление, пока не получившее большого распространения в Украине и странах СНГ.
Развлекательные комплексы. В них может присутствовать и торговая составляющая, но основная доля приходится на места досуга, развлечений, спорта и активного отдыха. По данным различных исследований, средний возраст посетителя торговых центров находится в диапазоне от 18 до 35 лет. Поэтому хорошие перспективы имеют сочетания торговой и развлекательной составляющей. И если в Киеве таких центров достаточно, то в регионах с «развлекаловкой» в ТЦ дела пока обстоят хуже. Стоит также отметить, что все чаще будущие коммерческие объекты являются многофункциональными ( и торговые, и офисные, и жилые, и развлекательные площади).
В последнее время все популярнее становятся такие форматы торговли как супермаркет и гипермаркет, как в составе торгового центра, так и в виде отдельно стоящих объектов. Среди остальных форматов торговой недвижимости, супермаркеты и гипермаркеты являются одним из наиболее развитых направлений.
Согласно общепринятой классификации супермаркет — магазин самообслуживания, предлагающий полный ассортимент бакалейных и мясных продуктов, площадью от 400 до 1 500 кв.м. Цены держатся на уровне выше среднего. Ассортимент продукции состоит из 4 000 - 15 000 позиций.
Супермаркет класса премиум — супермаркет с очень высоким уровнем сервиса, торгующий расширенным ассортиментом деликатесов.
Гипермаркет — очень большой продовольственный и универсальный магазин с площадью зала от 3 000 кв.м. При этом доля продовольствия в общем объеме продаж составляет 60%. Гипермаркет обладает рядом особенностей: специальная ценовая политика, большое количество собственных производственных цехов, широкий ассортимент продукции, содержащий 30 000 - 55 000 позиций.
Cash&Carry – магазин, торгующий оптом для юридических и физических лиц. Площадь – 12–20 тыс. кв. м. Ассортимент – 20-40 тыс. позиций. Месторасположение — на пересечении транспортных путей.
Сравнительно новый для Украины формат молла. Молл (от англ. «mall» - аллея) – большая, обычно крытая территория, на которой расположено множество торговых предприятий и не разрешается въезд автомобилей. Основу молла, как правило, составляет ряд крупных магазинов. Они соединены крытыми галереями, в которых располагается множество небольших магазинов, кафе. Галереи замкнуты в кольцо, по которому проходит покупатель.
В последнее время, жители городов сталкиваются с нехваткой небольших продовольственных магазинов. Это создает дискомфорт, так посещать большие торговые центры каждый день не удобно. Гастрономы советского образца исчезли, а на смену им пришли так называемые «Магазины у дома».
«Удобный магазин» или «магазин у дома» — магазин самообслуживания или торгующий через прилавок с площадью 150-350 кв.м., который предлагает отработанный ассортимент товаров повседневного спроса. Часто работает круглосуточно и без выходных.
Также, растет популярность формата магазина при АЗС – это магазин, совмещающий в себе продуктовый магазин формата «удобный» и магазин по продаже автомобильных запчастей.
Ольга Орлова, по материалам http://www.socmart.com.ua/