Арендная плата.
В п. 6 Указа Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” от 03.07.1998 № N 727/98 дается уточнение того, какой вид платы на землю подлежит освобождению – субъекты малого предпринимательства, избравшие единый налог, не являются плательщиком налога на землю.
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в письме № 2-221/2053 от 26.03.2001 года и Государственная налоговая администрация Украины в письме от 27.10.2000 г. № 14312/7/18-0617 также сошлись во мнении, что субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от арендной платы за землю.
Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Земельным кодексом Украины от 25.10.2001 года, Гражданским кодексом Украины от 16.01.2003 года, а также иными законодательными и нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, а также договором аренды земли (ст. 2 Закона Украины “Об аренде земли” от 06.10.1998 года).
В соответствии со ст. 13 Закона Украины “Об аренде земли” от 06.10.1998 года арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование.
Статьей 21 названного закона предусмотрено, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, не может быть меньше размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины «О плате за землю» от 03.07.1992 года.
дополнение следует отметить то, что льготы, предусмотренные ст. 12 Закона «О плате за землю» от 03.07.1992 г., касаются лишь уплаты земельного налога и не распространяются на арендную плату. Указанное обстоятельство подтвердил и Государственный комитет Украины по земельным ресурсам указал в письме № 14-11-12/390 от 23.01.2002.
Налог на землю.
Только лишь наличие соответствующих условий дает право субъектам малого предпринимательства, избравшим упрощенную систему налогообложения, не быть плательщиками налога на землю.
Вопрос по соблюдению каких условий, дающих право на освобождение от уплаты налога на землю такими предпринимателями, остается актуальным и в настоящее время.
В п. 6 постановления Кабинета Министров Украины № 507 от 16.03.2000 р. «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727» Кабинет Министров Украины указал на зависимость льготы по плате (налогу) на землю от использования субъектом предпринимательства земельного участка “для осуществления предпринимательской деятельности”.
Государственная налоговая администрация Украины в письмах № 14312/7/18-0617 от 27.10.2000 года, № 5659/7/18-2117 от 03.05.2001 года еще больше сузила право пользования льготой, указав на то, что “субъекты за переданные в аренду земельные участки под зданиями или их частями должны платить земельный налог в установленных размерах на общих основаниях”. В результате несколько лет подряд “упрощенцы”, чей вид деятельности был “сдача недвижимости в аренду” не могли пользоваться льготой по налогу на землю.
В последующем, не отменив свое предыдущее письмо № 5659/7/18-2117 от 03.05.2001 года, ГНА Украины все же, признала право на льготу по налогу на землю у субъектов – физлиц-упрощенцев, сдающих недвижимость в аренду, при условии, что “земельный участок, на которой размещено нежилое помещение, которое по договору аренды передается во временное пользование (аренду), предоставленная местным советом СПД в пользование или в собственность именно для осуществления предпринимательской деятельности, в таком случае он как плательщик единого налога освобождается от уплаты земельного налога за такой земельный участок, как это предусмотрено ст. 6 Указа …”.
В своем письме № 1300/Р/17-3115 от 04.03.2005 года ГНАУ практически подтвердила свою предыдущую позицию, что упрощенец “освобожден от платы за землю в виде именно налога, а не в виде арендной платы, за те участки, которые предоставлены ему в установленном действующим законодательством порядке именно для осуществления предпринимательской деятельности, и доходы от осуществления которой облагаются единым налогом”.
С мнением ГНАУ в части освобождения от уплаты налога на землю только “за те участки, которые предоставлены ему в установленном действующим законодательством порядке именно для осуществления предпринимательской деятельности,” доходы от осуществления которой облагаются единым налогом, можно не согласиться.
В ст. 19 Земельного Кодекса Украины приведен перечень целевого использования земель в Украине в разрезе следующих категорий:
а) земли сельскохозяйственного назначения;
б) земли жилой и общественной застройки;
в) земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения;
г) земли оздоровительного назначения;
ґ) земли рекреационного назначения;
д) земли историко-культурного назначения;
е) земли лесного фонда;
є) земли водного фонда;
ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.
Изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе владельцев земельных участков в
Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для:
а) признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передачи) земельных участков гражданам и юридическим лицам;
б) признания недействительными соглашений относительно земельных участков;
в) отказы в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной;
г) привлечение к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель.
Как видно из вышеприведенного, указанные категории не ограничивают целевое использование земель только их собственниками (пользователями) на постоянной основе или арендаторами (арендодателями).
В этой связи, арендодателю (субъекту малого предпринимательства), использующему упрощенную систему налогообложения по виду деятельности “сдача в аренду недвижимости”, для освобождения от налога на землю достаточно предусмотреть в договоре аренды условия использования помещения в рамках присвоенной ему при оформлении земельного участка категории целевого использования земли.
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства также считает, что в случае передачи земельного участка в аренду другим субъектам предпринимательской деятельности, реализовывая этим один из видов своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду помещений), субъект хозяйствования не должен платить земельный налог. При этом, в уставе или в свидетельстве об уплате единого налога должно быть указано, что сдача в аренду помещений является одним из видов предпринимательской деятельности, на основе которой будет внесена запись в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины. Если же субъект хозяйствования - плательщик единого налога использует земельный участок не для осуществления собственной предпринимательской деятельности, то земельный налог платится на общих основаниях.
По указанному пути идет и судебная практика Высшего хозяйственного суда Украины и Верховного суда Украины.
Надеемся, что данная статья окажет помощь налогоплательщикам при доказывании своей правовой позиции на практике.
Юрист юридического департамента АН «Город»
Ирина Желудева