Характерной особенностью украинского законотворчества до сих пор остаётся завуалированное внесение изменений в законодательство без предварительных консультаций с представителями соответствующих отраслей..
Отечественные оценщики встревожены не на шутку: законодатель посягает на их независимость и предлагает принципиально изменить организацию оценки в стране. В результате о последствиях такого жонглирования нормами стоит задуматься и тем, кто пользуется услугами оценщиков.
Дело в том, что не так давно народный депутат Кирилл Куликов зарегистрировал законопроект № 4487 "О регулировании оценочной деятельности в Украине". Этот документ содержит принципиально новые подходы к организации и осуществлению оценочной деятельности в Украине. По мнению самих оценщиков, предложенная г-ном Куликовым редакция Закона создает условия для построения коррупционной схемы управления оценщиками.
Изменения в законодательстве могут парализовать оценочную деятельность в Украине. Напомним, что это уже не первая попытка протолкнуть свои идеи поклонниками так называемых "тендерных схем". Взять хотя бы законопроект "О товарной бирже", направленном на внедрение системы монополизации рынка оценки по примеру скандальной Тендерной палаты.
Основными законодательными актами, регулирующими оценочную деятельность, являются Законы "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности" и "Об оценке земель". В законопроекте № 4487 много новелл. Остановимся на самых интересных.
Фактически все сделки между юрлицами, подлежащие регистрации у нотариуса, должны получать отчет об оценке. Его составляет профессиональный оценщик. Если юрлица (в том числе госорганы, коммунальные компании и т.п.) не предоставляют такого отчета, то сделка признается ничтожной. Согласно законопроекту действительность отчетов об оценке - всего 1 месяц (!) со дня проведения оценки. А отчет, срок которого закончился, предлагается признавать недействительным. В результате принятия Закона в такой редакции страна окажется в условиях невозможности осуществления многих гражданско-правовых сделок с имуществом.
Оценщики работают под контролем Наблюдательного совета по вопросам оценочной деятельности (далее - НСОД). Этот орган существует при Фонде госимущества. Законопроектом предлагается передать полномочия по оценочной деятельности от ФГИУ и Госкомзема к Минэкономики. НСОД также получает широкие полномочия контроля на рынке оценщиков - выдача лицензий, ведение перечня оценщиков, контроль над повышением квалификации.
Более того, Набсовет будет получать информацию о всех документах, визируемых нотариусами, в случаях, где должен фигурировать отчет об оценке. Учитывая новые принципы формирования НСОД, можно говорить о попытке внедрения системы "карманных" оценщиков и создании Тендерной палаты № 2.
Законопроектом также предлагается пересмотреть вопрос относительно налогообложения услуг по оценочной деятельности. Разработчики почему-то не приняли во внимание, что налоги должны изменяться исключительно налоговыми законами.
Председатель Совета Ассоциации специалистов по оценке Степан Максимов отмечает еще одну особенность законопроекта № 4487 - в нем абсолютно пересматривается статус СРО. В итоге любая всеукраинская общественная организация, которая имеет в штате 50 оценщиков, приобретает статус саморегулируемой.
Автора! Автора!
На заседании НСОД приглашенный г-н Куликов не смог вспомнить ни одного автора, "помогавшего" ему ваять законопроект № 4487, рассказал председатель Совета Украинского общества оценщиков Владимир Шалаев. Зато Степан Максимов акцентирует внимание на том, что первые статьи проекта скопированы с Закона РФ "Об оценочной деятельности". Все бы ничего, но вот только в украинском варианте Закон получил название "О регулировании оценочной деятельности". Поэтому, чем дальше в законопроект - тем больше отдаляется он от российского закона, так как в России делается упор на саморегулирование.
"Если Закон примут в такой редакции, то после его вступления в силу некоторое время в Украине вообще не будет оценщиков", - считает зампредседателя Совета Украинского общества оценщиков Наталья Лебедь. Дело в том, что потребуется много времени (от полугода до года) на лицензирование и приведение в соответствие с новыми требованиями других документов. Сомнительна целесообразность такого нововведения - ведь многие украинские оценщики имеют международные сертификаты.
Альтернативный законопроект № 4487-1, зарегистрированный группой депутатов с целью блокировать № 4487, тоже имеет некоторые погрешности. Но признан оценщиками более приемлемым по общей концепции. ЛІГА:ЗАКОН узнала, что запланированное обсуждение обеих проектов на заседании профильного Комитета ВР по экономической политике 3 июня не состоялось - видимо, по причине отсутствия главного вдохновителя законопроекта № 4487-1 Александра Бондаря, который сейчас находится в больнице.
По мнению оценщиков, проект № 4487-1 развивает оценку как профессию и внедряет международный опыт регулирования профессиональной оценочной деятельностью, а также общепризнанные в развитых странах способы организации профессиональной подготовки, рецензирования оценки, контроля качества работы оценщиков.
В отличие от версии г-на Куликова, законопроект № 4487-1 "предлагает иной принцип формирования Набсовета с целью обеспечить высокий профессиональный уровень членов НСОД, что даст возможность принимать качественные решения, -считает г-жа Лебедь. - А в НСОД, сформированном по принципам законопроекта № 4487, "править бал" будут лоббисты тех или иных интересов".
Экспертное мнение
Своим мнением по поводу законопроекта № 4487 поделилась заслуженный экономист Украины, член НСОД Людмила Туровская:
"Законопроект отличается низким уровнем юридической техники - существующие несогласованности не только с другими законодательными актами, но и в самом тексте законопроекта. Чувствуется, что в его разработке не участвовали профессиональные оценщики.
Без сомнения, система оценочной деятельности нуждается в реформировании, но в предложенном законопроекте должны место двойные стандарты: задекларированная направленность законопроекта на гармонизацию национального законодательства в сфере оценочной деятельности с нормами аналогичного международного законодательства с одной стороны и тотальный государственный контроль над оценочной деятельностью в духе "лучших" традиций Тендерной палаты с другой.
Из проекта следует изъять нормы, касающиеся лицензирования и обязательного страхования. Введение лицензирования оценочной деятельности является излишним, это приведет к подорожание оценочных услуг. Требование страховать ответственность до получения лицензии вообще абсурдная.
Предложенный механизм формирования Наблюдательного совета несовершенен. Принцип представительства "один орган государственной власти (один саморегулируемой организации) - один представитель" не обеспечивает равенства представительства, не учитывает численный состав саморегулируемой организации, а наличие в составе совета представителей "других профессиональных общественных организаций, оценщиков, научных работников, специалистов" без конкретизации их количества и критериев отбора превращает Наблюдательный совет в марионеточный орган в руках определенной группы людей ".
Заключение
Если законопроект № 4487 будет принят в нынешней редакции - несомненно, пострадают лица, которым для совершения сделки нужны услуги оценщика. Ведь оценочная деятельность в Украине будет приостановлена, а это означает невозможность осуществить сделки.
Не видя другого выхода, оценщики, конечно же, исполнят все необходимые требования по лицензированию, страхованию и т.п. Но поскольку в это они вложат немалые средства, то их услуги станут дороже. Как происходит, например, с нотариусами, которые подымают цены после реализации каждой новой фантазии государства по усовершенствованию нотариальной деятельности.
Итак, на данный момент есть только проекты законов. Рекомендуем все же следить за их судьбой. И если законопроект № 4487 (с теперешней концепцией) будет близок к принятию - постарайтесь осуществить свои сделки, для которых нужен отчет оценщика, еще по ныне действующему законодательству.
http://www.ligazakon.ua