Когда в начале минувшего года по телевидению появились сюжеты об ипотечном кризисе в США и городах-призраках, где оставленные новые дома оказываются никому не нужными, мало кто верил, что такое возможно в Украине. Однако ситуация развивается столь стремительно, что сегодня даже самые пессимистические прогнозы быстро устаревают.
Осенью 2008 г. казалось, что проблемы у застройщиков временные, и как только банки возобновят ипотеку – у них все вновь наладится, то сегодня на возобновление ипотечного кредитования не надеются даже самые наивные застройщики. Последняя надежда строительного комплекса была связана с государственным финансированием недостроев с готовностью 70% и выше. Вроде бы правительство пошло навстречу застройщикам – приняло заявки на объекты и уже существуют списки объектов, которые – по идее – должны получить первоочередное финансирование.
На сегодняшний день в Минрегионстрой подано 750 заявок, из которых обработано на этот момент 396. Схема распределения средств на недострои предполагалась следующим образом: из госбюджета выделяют
3 млрд. грн. – по 1 млрд. грн. дадут Государственному ипотечному учреждению (ГИУ), “Ощадбанку” и “Укрэксимбанку”, которые уже и будут выдавать деньги непосредственно на объекты. Причем речь идет не о займах застройщикам, а о кредитовании физлиц по программе «Доступное жилье». В первую очередь, кредиты предполагалось предоставлять тем, кто стоит в квартирной очереди на улучшение жилищных условий и готов приобрести жилье, используя собственные накопления. Так что выделенные средства предназначаются людям – физическим лицам, чтобы они могли взять дешевые кредиты и приобрести жилье в домах, которые вот-вот будут достроены. И тут может получиться очень интересная ситуация – люди не захотят идти даже в «льготную» кредитную кабалу и влазить в долги, чтобы получить «надежду на квартиры в долгостое», тем более что на вторичном рынке цены уже в ряде регионов в два-три раза дешевле, чем предлагают застройщики в недостроенных домах. И после того, как заявок на кредиты будет мизерное количество, правительство «с чистой совестью» сможет отказаться от выделения денег – “спроса, мол, на доступное жилье нет».
Конечно же, застройщики могут постараться «выбить» себе госкредиты напрямую. Однако ситуация с государственными финансами ухудшается столь стремительно, что, похоже, застройщики государственных денег так и не дождутся, а если они их и получат, то потратят не на достройку объектов, а на решение своих текущих финансовых проблем.
Дело в том, что сегодня большинство застройщиков поняли, что никакого смысла в достройке объектов даже со степенью готовности 80-90% нет. Цены на недвижимость падают так стремительно, что даже продав квартиры в новостройках, застройщики не компенсируют своих затрат и продать новое жилье – особенно в еще не сданном в эксплуатацию доме – в условиях резкого падения доходов населения и полного отсутствия ипотечного кредитования просто нереально.
Кроме того, даже сданные в эксплуатацию дома вряд ли будут «безболезненно» подключены к городским коммуникациям. Так, согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства», субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие строительство (застройщики), имеют право на отсрочку до 1 января 2012 года уплаты паевых взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов и взносов в целевые фонды местных бюджетов. И может случиться, что и в 2012 г. органы местного самоуправления ничего от них не получат. Застройщики же, могут еще до 2012 г. прекратить свое существование, например, обанкротиться. И местным властям придется «подключать» вновь построенные и сданные в эксплуатацию дома за счет собственных средств, которых в условиях кризиса не хватает даже на содержание и «латание» существующих коммуникаций.
Михаил ОСТАПЧУК, http://budmanews.com/