Борьба с бюрократизмом в нашей стране ведется уже не один год, однако успехов пока не видно — собрать нужные документы, какого вопроса они бы ни касались, задача, требующая много времени сил и зачастую денег. Относится это и к оформлению прав собственности на недвижимость, а особенно хлопотным является оформление права собственности на земельный участок. В среднем этот процесс занимает около полугода. Ускорить его можно если найти квалифицированного посредника или знакомого чиновника в земельном управлении. С проблемой оформления земельного участка в собственность сегодня сталкиваются и покупатели земли и те, кому участок достался в наследство.
Итак, Вы решили купить участок или получили в наследство частный дом, или дачу, с чего нужно начинать его оформление?
Вне зависимости, будет покупаться земля или участок перешел по наследству, чтобы оформить сделку у нотариуса, необходимо получить государственный акт права собственности на землю. Этот документ должен быть оформлен на предыдущего хозяина с отметкой кадастрового номера. Если же такого номера нет (это касается всех госактов, оформленных до 2002 г.), то ни продать, ни обменять, ни получить землю по наследству нельзя. Если земля покупается, нужно договориться с продавцом, чтобы он прошел процедуру «узаконивания» участка. Если же участок достался по завещанию, оформлением придется заняться самостоятельно. В таком случае основанием для обращения за получением таких документов самим наследником является дарственная или завещание. Прежде всего нужно обратиться в территориальный орган Государственного агентства земельных ресурсов (далее ГАЗР), адреса и телефоны указаны на официальном сайте местного отделения. При этом стоит быть готовым к тому, что работа по присвоению номера также включает в себя разработку технической документации. Как уверяют на сайте ГАЗР, присвоение номера проводится бесплатно, но при условии, что на участок есть проект землеустройства в региональном отделении «Центра земельного кадастра». В случае отсутствия проекта владельцу земли необходимо заказать его изготовление в местной землеустроительной организации. В законе об обеспечении конституционного права граждан на землю предусматривается, что стоимость разработки проекта землеустройства не должна превышать пяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Но, согласно январскому постановлению Кабмина, введена уплата налога НДС и налога на доходы физлиц при получении госактов на землю. Теперь стоимость услуг организаций, разрабатывающих проекты, увеличилась на 20% и составляет 2,5-8 тыс. грн в зависимости от размера участка. После получения проекта отвода земли с указанием границ участка и его географических координат можно смело идти за присвоением кадастрового номера. Кстати, номер выдается бесплатно. А вот со сроками получения — увы, полная неясность, так как законом этот срок не определен. Но, как правило, процедура растягивается на 3-6 месяцев.
Те, кому посчастливилось получить земельный надел в наследство, должны в течение 6-ти месяцев обратиться к государственному нотариусу по месту регистрации наследодателя с заявлением о принятии наследства и за выдачей свидетельства о праве наследования недвижимого имущества. Именно этот документ — основание для регистрации права собственности на землю и для переоформления (выдачи нового) государственного акта на право собственности на землю.
В случае покупки земельного надела сначала придется пройти процедуру нотариального оформления сделки продажи. При этом продавец обязательно должен предоставить акт на землю (непременно с кадастровым номером) и справку об экспертной оценке участка, а также справку, что участок не находится в залоге и может быть свободно продан.
Как ускорить процесс
Конечно, оформление земли потребует определенных расходов — около 5% стоимости участка уйдет на налоги и пошлины (подробнее об этом чуть ниже). Чтобы избежать беготни по госучреждениям и очередей, можно обратиться к риэлторским компаниям, оказывающим услуги по оформлению прав собственности на недвижимое имущество.
В общем схема процесса оформления земельного участка выглядит следующим образом. В случае оформления сделки купли-продажи от покупателя требуется паспорт, код, нотариально заверенное согласие супруга или его присутствие. Продавец должен иметь паспорт, код, свидетельство о браке или свидетельство о его расторжении, нотариально заверенное согласие супруга или его присутствие, госакт о праве собственности на зем. участок с кадастровым номером, справка об отсутствии ограничений и обременений на зем. участок, документ о нормативной и оценочной стоимости участка. С этими документами стороны идут к нотариусу. Важно учесть, что если в акте у продавца вписаны несколько человек-собственников, необходимо согласие всех на продажу. Также для сделки потребуется справка из госреестра ограничений (ее делает нотариус). Цена вопроса: услуги нотариуса — до 1500-2500 грн, госпошлина в размере 1% стоимости экспертной оценки участка, взнос в Пенсионный фонд -1%. Продавец должен заплатить налог на доходы физлиц — от 0 до 5% стоимости земли (зависит от размеров участка и частоты продаж).
Тем, кто получает зем. участок в наследство нужно следующее: в государственную нотариальную контору подать заявление о принятии наследства и через 6 месяцев получить свидетельство о праве на наследство. На основании этого документа наследник регистрирует право собственности на землю и получает госакт на право собственности на землю. В этом случае услуги госнотариуса составят оp грн., наследник платит госпошлину в размере 1% стоимости экспертной оценки участка и налог на доходы физлиц — от 0 до 15% стоимости земли (зависит от степени родства).
Для самого оформления госакта на земельный участок, включая получение кадастрового номера потребуются следующие документы: договор купли-продажи в случае покупки и свидетельство о праве на наследство — в случае наследования, заявление о желании получить госакт, госакт на право собственности на землю с отметкой нотариуса о переходе права собственности на земельный участок. Также необходимо предоставить техническую документацию к участку (проект землеустройства) и заявление о присвоении кадастрового номера. Далее в ГАЗР по месту расположения земли подается заявление, которое нужно зарегистрировать в «Журнале учета заявлений…». На этом заявлении и его втором экземпляре (остается у заявителя) нужно сделать отметку о дате регистрации и его регистрационный номер. В течение 3 календарных дней со дня их подачи территориальное управление Госкомзема выдает заказчику квитанции на оплату услуг по оформлению акта. В ГАЗР должны сделать отметку о регистрации права собственности на земельный участок в течение 14 календарных дней со дня получения документа о праве собственности на него. Также обязательно на акте поставить отметку об отчуждении земельного участка. Услуги ГАЗР стоят 30 грн. Затем ГАЗР передает в земельный кадастр поданные документы и техдокументацию по землеустройству на участок. Кадастр поверяет документы в течение 7 дней, вносит запись о новом владельце в Поземельную книгу (10-30 грн) и возвращает документы в ГАЗР, который в течение 4 дней делает на акте отметку о регистрации права собственности на зем. участок. Кадастровый номер в случае его отсутствия присваивается зем. участку до проставления отметки о переходе права собственности на земельный участок.
по материалам dengi.ua