Комитет Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений рекомендует парламенту принять за основу и в целом проект закона «О внесении изменений в пункт 1 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения охраны плодородия почв» (рег. № 6346). Об этом сообщает Информационное управление ВР Украины.
Законопроектом предлагается перенести срок вступления в силу санкций за использование земельных участков сельскохозяйственного назначения без проектов землеустройства.
Согласно действующему закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения охраны плодородия почв», эксплуатация сельхозугодий площадью более 100 га без проектов землеустройства, которые обеспечивают эколого-экономическое обоснование севооборотов, влечет за собой наложение крупных денежных штрафов начиная с 31 июня 2010 г.
Сегодня в Украине работают 19,3 тыс. сельхозпредприятий, из них 2,1 тыс. – государственные и коммунальные. По данным членов Комитета, практически все сельхозпредприятия, в том числе государственные и коммунальные, эксплуатируют сельхозземли без необходимых проектов землеустройства. В оставшееся до вступления в силу закона время, невозможно выполнить весь необходимой объем работ по разработке проектов землеустройства по использованию сельхозугодий больших площадей.
Исходя из сложившихся реалий, считают в Комитете, целесообразно перенести начала применения штрафных санкций за эксплуатацию сельхозземель без проектов землеустройства на 1 января 2012 г.
Напоминаем, что в феврале этого года Земельным союзом Украины совместно с газетой «Бизнес» был организован и проведен круглый стол «Изменения в законодательстве об охране почв. Новые условия для аграриев».
Участники круглого стола отмечали неготовность как государственных органов, так и землеустроительных предприятий к реализации изменений в законодательстве. По мнению участников круглого стола, закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения охраны плодородия почв» не учитывает юридические особенности землепользования в Украине и, фактически, не может быть выполнен. Кроме того, руководители землеустроительных предприятий отмечали технологическую и организационную неготовность отрасли к выполнению такого количества проектных работ.
В свою очередь, представители аграрных компаний, принявшие участие в работе круглого стола, отметили готовность агробизнеса работать в соответствии с современными стандартами. Однако, по их мнению, новый закон должен четко регламентировать отношения между заказчиком и исполнителем разработки проекта землеустройства, функции и права контрольных органов, а также не создавать условия для поборов.
Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения охраны плодородия почв» принят Верховной Радой в июне 2009 г. по инициативе депутатов фракции Блока Литвина С. Терещука и Ю. Литвина.
Как отмечал экс-глава Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений Н. Присяжнюк, Госкомзем самоустранился от разработки законопроектов в сфере земельных отношений. По его словам, Председатель Госкомзема Олег Кулинич за весь период работы в ведомстве ни разу не присутствовал на заседаниях Комитета. В результате нежелания Госкомзема сотрудничать с законодательным органом, в Украине сложились условия, при которых становится невозможной деятельность землеустроительных и землеоценочных предприятий, усложнились процедуры оформления документов, а коррупция в земельной сфере достигла невиданных масштабов.
Земельный союз Украины