Что, собственно, Кабинет министров решил считать «роскошью»? Это недвижимость, площадь которой превышает установленные им же, Кабмином, нормы:
Если же вы владеете недвижимостью, «укладывающейся» в эти нормы, вам нечего волноваться.
В новом законе (впрочем, как и в любом другом) существует масса нюансов. При определении базы налогообложения (это не что иное, как те самые квадратные метры, за которые придется платить) «в расчет принимается площадь каждого объекта отдельно, а не их совокупная площадь». То есть, имея две квартиры по 150 кв. метров каждая, собственник не будет платить налог ни за одну из них - ведь он не выходит за рамки норм. В то же время человек, живущий в квартире площадью 200 кв. метров, имеет, согласно закону, «лишних» 50, но - внимание! - налог должен платить за все 200 метров своего жилья, а не только за избыточные.
В случаях, когда в собственности находятся разные объекты (например: квартира, садовый дом и гараж) и ни один из этих объектов не превышает предусмотренные льготами площади, то налог платить не нужно.
Однако льготами, предусмотренными для квартиры и дома, собственник сможет воспользоваться только при условии, если это его основное место жительства, и он там прописан. А в случае с садовым (дачным) домом, хозпостройками и гаражами, льготы распространяются только на один садовый дом, одну хозпостройку и один гараж, независимо от того, сколько их всего у данного владельца. То есть, при наличии 2 гаражей, к примеру, площадью по 20 кв.м, собственник может рассчитывать на льготу только в отношении одного из них, а за второй придется платить налог полностью.
А что, если просто переписать «лишние» квартиру, дачу, дом и т. п. на родственника, хорошего знакомого? Казалось бы, вот и выход. Ан нет. У вашего родственника, знакомого тоже есть недвижимость, за которую он, возможно, и не платит налог, поскольку «вписывается» в нормы, определенные законодательством. Так что ваша недвижимость «зачтется» ему как «избыточная площадь», за которую он опять-таки должен будет платить налог.
Точно так же невозможно воспользоваться налоговыми льготами, продав дружественному лицу, к примеру, 50% права собственности на садовый дом площадью 110 кв. м. Вроде бы по результатам сделки получится, что теперь каждый из собственников владеет всего лишь 55 кв.метрами, а значит, имеет право на льготу по уплате налога. Однако это не так. Согласно тому же законодательству, «если объект недвижимости находится в общей долевой собственности нескольких лиц , то налогоплательщиком выступает каждый из них с соответствующей долей». Проще говоря, продав тетушке половину дома, вы с ней вступаете в общую долевую собственность, и вы делите на двоих налог, который начислен на весь дом.
Правда, небольшая лазейка есть. Теоретически возможно получить льготу, если разделить налогооблагаемый объект недвижимости на два самостоятельных - например, в частном доме продать отдельно часть помещений как квартиру, а не как долю в праве собственности на дом. В таком случае площадь каждого из объектов будет учитываться раздельно для каждого владельца.
Игроки рынка недвижимости по-разному оценивают эффект от введения налога. Одни говорят, что налог на роскошь - мировая практика, ведь в Европе он составляет до 60% местных бюджетов. Другие возмущаются: сколько можно давить, да еще во времена, когда люди экономят каждую копейку? Что ж, давайте посчитаем. Размер налога – 1% от суммы минимального прожиточного минимума (669 гривен) за 1 кв. метр общей площади. Умножаем 6,69 грн. на количество лишних квадратных метров - и получаем налог. Сумма, конечно, не астрономическая, однако для многих и она станет настоящей дырой в бюджете. Правда, большинство рядовых граждан владеет квартирами, площадь которых не превышает льготных 150 кв. метров, либо домами площадью не более льготных 300 кв. метров. Им, получается, нечего волноваться. Что же касается владельцев действительно крупной недвижимости, налог им вполне по карману.
Застройщики считают, что введение налога может привести к снижению объема продаж, поскольку уменьшится количество желающих вкладывать деньги в строительство жилья. Это может привести к сокращению объемов в отрасли и сделает жилье еще менее доступным. По мнению застройщиков, в условиях кризиса, когда у всех упали доходы, вводить дополнительные налоги неуместно. «Инициаторы законопроекта ориентировались на ситуацию 2001-2007 годов, когда цены на недвижимость стремительно росли, - говорят они.- Сейчас ситуация изменилась, количество договоров купли-продажи недвижимости уменьшилось. Введение налога на недвижимость заострит проблему».
Пессимистически настроены к введению налога на недвижимость в том виде, как он есть сейчас, и некоторые депутаты. По их мнению, если уж облагать налогом недвижимость, то всю. Никаких налоговых льгот быть не должно. Кроме того, при отсутствии единого реестра недвижимого имущества в нашей стране найти сегодня, кто собственник недвижимости, практически невозможно.
Исходя из всего вышесказанного, налог нам светит не скоро. При соблюдении всех правил - не ранее 2011 года. А если вспомнить, что нынче на дворе не просто год, а год предвыборный, то вряд ли найдется депутат, который осмелится отпугнуть электорат перспективой дополнительных расходов в и без того нелегких экономических условиях. Но у нас в стране можно ждать любого сюрприза…