Ничто так не волнует воображение наших сограждан, как налог на недвижимость. Перед глазами тут же начинают мелькать призраки квитанций с многозначными суммами и мрачные силуэты опустевших британских замков, владельцы которых не смогли перечислить в казну плату за «родовое гнездо» На самом деле все не так ужасно: налог на недвижимость давно и успешно работает во многих странах мира, к тому же его плательщики имеют ряд льгот и послаблений.
Налог на недвижимость в нашей стране планировали ввести еще с начала 2009 года - в пакете антикризисных законов. Но после долгих споров и дебатов данное предложение выпало из антикризисной связки и теперь активно обсуждается как отдельный законопроект.
В сопроводительной записке к законопроекту отмечается, что во всех демократических государствах соотношение между богатыми и бедными регулируется путем использования гибкой системы налогообложения. Именно таким налогом во многих развитых странах является налог на недвижимость. В некоторых из них поступления от этого налога в местные бюджеты составляет почти треть всех поступлений.
- Налог на недвижимое имущество является инструментом справедливого перераспределения социальных благ, - отмечает заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины Сергей Лекарь. - До того, как разразился кризис, люди инвестировали деньги в недвижимое имущество, и это был один из самых рентабельных видов бизнеса. Таким образом, в стране искусственно создалась ситуация, когда цены на квартиры на первичном рынке превышали себестоимость строительства жилья в несколько раз. Печальные последствия такой ситуации мы можем наблюдать сейчас.
Есть многочисленные примеры, когда люди покупали сотни квартир, целые многоэтажные дома и даже улицы. Подчеркну, что существующая налоговая система дает людям возможность и далее совершать подобные инвестиции, накапливая недвижимое имущество и превращая его в источник сверхдоходов. Налог на недвижимость поможет предотвратить хаотическую скупку жилья и уменьшит ажиотажный спрос на него, что, в свою очередь, приведет к снижению цен. У простых людей появится шанс приобрести квартиру. То есть введение этого налога даст не только экономические результаты в виде пополнения местных бюджетов, но и положительный социальный эффект. Я не говорю уже о том, что появление налога станет реализацией конституционной нормы, которая гласит, что «собственность обязывает». И чем большим количеством недвижимости человек хочет обладать, тем крупнее сумма налога, с которой он обязан будет расстаться. И это социально справедливо
Итак, что же предлагается в правительственном законопроекте? Начнем с того, что налог на недвижимость устанавливается только на имущество, которое не является земельным участком. Таким образом, была решена спорная проблема взимания налога на недвижимость с земли, ведь у нас в стране уже существует земельный налог.
В соответствии с законопроектом, объектами налогообложения могут стать: жилые дома (квартирного и приусадебного типа), а также квартиры, садовые домики, дачи и другие строения, в том числе гаражи и хозяйственные постройки. Четко указано, что облагается налогом только та недвижимость, которая относится к жилищному фонду. Недостроенные здания и дома были исключены из перечня.
Налог будут вносить как юридические, так и физические лица. Для физлиц начисление налога должны производить органы государственной налоговой службы по информации учреждений, проводящих регистрацию прав на недвижимое имущество, по состоянию на 1 января текущего периода. Юридические же лица будут самостоятельно начислять сумму налога по состоянию на 1 января отчетного периода и платить поквартально годовую сумму равными частями.
Естественно, законопроект предусматривает льготы. Так, для юридических лиц объектом налогообложения не может быть недвижимость, являющаяся собственностью учреждений и организаций иностранных государств, которые пользуются дипломатическим иммунитетом и привилегиями согласно международным договорам Украины.
Физическим лицам льготы предоставляются по каждому из видов зданий в таких размерах:
для квартиры, которая является основным местом жительства, - 150 квадратных метров общей площади;
для дома, который используется как основное место жительства, - 300 квадратных метров общей площади;
для садового или дачного дома - 100 квадратных метров общей площади;
для хозяйственных строений - 100 квадратных метров общей площади;
для гаража - 30 квадратных метров общей площади;
Кроме того, полностью от уплаты налога предлагается освободить детские дома семейного типа.
Важное уточнение: льготы применяются только к одному объекту недвижимости каждого вида независимо от количества строений. Например, человек имеет право не платить налог, если он владеет одновременно одним дачным домиком, одним гаражом и одной квартирой (в пределах максимальной площади). А вот если у него два домика или два гаража, то льготы полагаются только на одну дачу и один гараж. О двух квартирах говорить не будем: ведь льготы предоставляются лишь на ту недвижимость, которая является основным местом жительства. А двух адресов «прописки» у одного человека формально быть не может
И теперь о главном: годовая ставка налога закладывается в размере 1 процента прожиточного минимума для трудоспособного лица за квадратный метр облагаемой площади. В 2009 году прожиточный минимум для работающих людей составляет 669 гривен, 1 процент - 6 гривен 69 копеек. Таким образом, если это предложение будет принято, за квартиру площадью 75 квадратных метров, на которую не распространяются льготы (например, если она не является основным местом жительства), человек может заплатить 501 грив-ню 75 копеек налога в год.
Впрочем, большинство наших сограждан будут освобождены от уплаты налога на недвижимость, поскольку наши дома строились по типовым проектам, которые не предполагают квартир площадью свыше 150 «квадратов». В свое время налоговая администрация предлагала Кабмину давать льготы даже не на 150, а на 200 квадратных метров общей площади - с учетом габаритов новостроек. Ведь современные двух- и трехкомнатные квартиры в новых домах, как правило, больше 150 квадратных метров
Площадь квартиры будет определяться на основании данных, которые подаются органами, проводящими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
«Информационная система БТИ пока не готова предоставлять данные о площади квартир»
О некоторых нюансах налогообложения недвижимости «ФАКТЫ» попросили рассказать директора Всеукраинской ассоциации специалистов по вопросам регистрации прав на недвижимость и технической инвентаризации недвижимости Дмитрия Павленко.
- Согласно проекту закона налогом должна облагаться только та недвижимость, которая отнесена к жилищному фонду. Как формально разделить жилую и нежилую недвижимость?
- В акте ввода объекта в эксплуатацию указывается, что это будет - жилой дом, офис или производственное помещение, от чего и зависит процедура приватизации. А специалисты бюро технической инвентаризации (БТИ) проверяют, действительно ли сданный объект отвечает всем техническим требованиям, и только затем проводят его регистрацию как жилого или нежилого помещения.
- Но недавно был принят закон, разрешающий застройщикам и инвесторам регистрировать в БТИ недостроенные жилые объекты. И теперь непонятно: с одной стороны, налог можно взимать только с готовых объектов, а значит, прошедших регистрацию в БТИ, а с другой стороны, эту регистрацию вскоре получат и недострои.
- На самом деле формально регистрация в БТИ объектов незавершенного строительства возможна с 2006 года, после выхода соответствующего разъяснения Министерства юстиции. Но стоит учесть, что налог может взиматься только с недвижимости, используемой по назначению. А если строительство дома не завершено и люди там не живут, то налогом такие квартиры не обложишь. Запросит налоговая администрация информацию о такой недвижимости - в справке будет четко указано, что это объект незавершенного строительства.
- В законе также есть пункт, согласно которому площадь квартиры для налогообложения будет определяться на основании данных БТИ. Вы готовы предоставлять такую информацию налоговикам?
- Необходимо признать, что централизованная информационная система БТИ сейчас не готова давать такие данные. Выбор материалов можно провести по определенным параметрам: адрес либо фамилия, имя и отчество с идентификационным кодом. А отсортировать квартиры во всей базе данных по площади пока невозможно. Существует еще одна проблема: в реестре БТИ зарегистрировано только 60-70 процентов всей недвижимости. То есть владельцы остальных 30-40 процентов фактически будут освобождены от налога, так как информация о них не дойдет до налоговых органов. К сожалению, указывая в законах какие-либо нормы, их авторы редко обращаются в БТИ, чтобы хотя бы поинтересоваться, а можно ли это сделать технически.
КАК ВЗИМАЕТСЯ НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ В ДРУГИХ СТРАНАХ
Для сравнения предлагаем посмотреть, как в разных странах решили проблему налогообложения недвижимого имущества. Отметим, что в большинстве государств, даже если там нет ежегодного налога на саму недвижимость, может взиматься налог на ее приобретение, который достигает 10-12%.
Россия Граждане платят налог на имущество физических лиц, его ставка составляет от 0,1 до 2% стоимости имущества, которую определяет БТИ. По сути, обладатели одной пригодной для проживания квартиры в Москве платят в год 150-300 рублей. Есть предложение ввести единый налог на недвижимость в размере от 0,05 до 0,5% стоимости квартиры, рассчитанной на основе кадастровой цены объектов недвижимости
Болгария Ставка налога одинаковая для физических и юридических лиц и составляет 0,15% стоимости недвижимости, определяемой территориальной налоговой службой
Турция Ежегодный налог на выбранную вами квартиру или виллу составит всего 0,3% ее стоимости. При этом владельцы новостроек пользуются льготами
Латвия Налог обязаны платить все собственники, пользователи и арендаторы недвижимости. Процентная ставка составляет 1% кадастровой стоимости имущества
Испания Ставка налога на недвижимость, размещенную в сельской местности, составляет 0,3%, в городах - 0,4%. Ежегодный налог на квартиру составляет в среднем от 100 до 500 евро в год, на виллу - от 500 евро и выше в зависимости от площади дома и от размера участка земли
Греция Ставка устанавливается местными органами власти в пределах 0,025-0,035% кадастровой стоимости недвижимости, которая в 2-2,5 раза меньше рыночной. Кроме того, в случае, если кадастровая стоимость недвижимости будет меньше 243,6 тысячи евро, этот налог не уплачивается вовсе. Для семейных пар сумма, не облагаемая налогом, поднимается в два раза - до 487,2 тысячи евро. Также граница стоимости еще повышается на 61,65 тысячи евро на каждого из первых двух детей и на 73,4 тысячи евро на каждого из последующих
Германия Ежегодный налог на недвижимость объединяется с земельным налогом и составляет 0,5-1,5% стоимости. Налог зависит от площади недвижимости, ее месторасположения, а также от года постройки. В среднем в Берлине квартира общей площадью до 50 квадратных метров обходится в 120 евро в год
США Ежегодный налог на недвижимость составляет около 1%ее стоимости, но отличается в зависимости от района иногда более чем вдвое, поскольку корректируется коэффициентами, устанавливаемыми местными органами самоуправления
Таблица подготовлена по материалам интернета
Сергей КУРГАН,Лилия ПОВОЛОЦКАЯ
Ссылка (источник): http://www.facts.kiev.ua [1]
Links:
[1] http://www.facts.kiev.ua