Арендные ставки на торговую недвижимость в Украине в 2009 году могут снизиться в среднем на 22%, стоимость торговых помещений – в среднем на 30%, свидетельствуют результаты исследования компании RetailStudio (Киев), проведенного путем опроса топ-менеджеров продовольственной розницы в период с 20 ноября по 1 декабря.
"Позитивным результатом кризиса, по мнению продовольственных ритейлеров, является значительное снижение аренды торговой недвижимости – в среднем на 21% в 2008 году и 22% — в 2009. Ритейлеры также ожидают снижения стоимости самих помещений — в среднем на 40% в 2008 году и 30% — в 2009", — говорится в сообщении RetailStudio со ссылкой на результаты исследования.
Наиболее актуальными форматами торговли продовольственными товарами в следующем году, согласно сообщению, будут "магазин у дома" и дискаунтеры.
"При этом через два года картина, по мнению респондентов, значительно изменится. "Магазин у дома" останется актуальным, но на первое место по перспективности выходит гипермаркет", — отмечается в сообщении.
Согласно прогнозам топ-менеджеров продовольственной розницы, по итогам 2008 года обороты их розничных сетей если и сократятся, то незначительно. Некоторые топ-менеджеры ожидают не снижения доходов, а перераспределения долей на рынке за счет ухода наиболее слабых участников.
В условиях кризиса стратегия украинских продовольственных сетей направлена на увеличение эффективности путем сокращения издержек и увеличения оборота за счет снижения арендной платы, цен, пересмотра ассортимента.
При этом руководители сетей отмечают, что с начала кризиса стоимость розничного бизнеса существенно снизилась — по разным оценкам, на 25-60%.
По мнению менеджмента, это обусловлено значительной переоценкой бизнеса, а также снижением покупательской способности, несбалансированными кредитными портфелями, снижением стоимости недвижимости, замедлением темпов роста.
Руководство продсетей считает, что кризис приведет к поглощениям крупными сетями более слабых сетей.
"В результате кризиса ритейлеры ожидают "кристаллизации" рынка за счет того, что останутся самые эффективные компании в каждом рыночном формате", — говорится в сообщении.
В исследовании приняли участие 10 руководителей высшего звена крупных розничных продовольственных компаний. Среднее количество торговых точек в сетях компаний, опрошенных экспертов, составляет 93,3, среднее количество городов присутствия — 23,9; среднее количество форматов — 2,6.
Студия исследования розницы RetailStudio – исследовательская компания, предоставляющая информационно-аналитические и коммуникационные услуги в розничной отрасли.
Источник: Документинформ