Недвижимость Харькова    

Стали «Землевладель­ца­ми», и...

В продолжение темы предыдущего номера «Становимся «Землевладельцем»», поговорим о том, как осуществлять права «Землевладельца», и что надо знать, пользуясь своими правами.

Оказывается, пройти этапы становления «Землевладельцем» мало, за свое право надо еще и платить. Потому что пользование или владение землей в Украине платное.

Граждане, которые имеют в собственности земельные участки, оплачивают налог за землю со дня получения права называться «Землевладельцем», т.е. со дня возникновения права собственности. Такая обязанность, закреплена законодателем в соответствующем Законе Украины, а именно в Законе Украины «О плате за землю».

Согласно, указанного нормативного акта, - объектом платы за землю является земельный участок, находящийся в собственности, в пользовании, в том числе на условиях аренды (последний объект нами сейчас не рассматривается).

Субъектом платы за землю, т.е. плательщиком является собственник или пользователь, в том числе арендатор.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности владельцев земли, налог устанавливается в виде платежей за единицу земельной площади (1 га, м2) в расчете на год.

Указанным Законом дифференциация земель для начисления налога проводится по следующим параметрам:

В зависимости от целевого назначения по общему признаку:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли несельскохозяйственного назначения.

В зависимости от произведения денежной оценки:

  • земли, которые имеет денежную оценку;
  • земли, денежная оценка, которых не произведена.

Ставки налога для земель сельскохозяйственного назначения дифференцируются в зависимости от направления использования:

- пашня и многолетние насаждения;

-сенокосы и пастбища;

Плодородия земель в соответствии с земельным кадастром.

Для земель несельскохозяйственного назначения от класса населенного пункта:

- в зависимости от численности жителей;

- в зависимости от коэффициента для городов государственного и областного подчинения;

от места расположения земельного участка в пределах населенного пункта (центр, средняя зона, периферия).

Порядок исчисления налога, регламентируется ст. ст. 6, 7 ЗУ «О плате за землю». Так ставки налога за сельскохозяйственные угодья и земли населенных пунктов, которые имеют денежную оценку, устанавливается в процентах от их денежной оценки в таких размерах:

- для пашни и пастбищ - 0,1%

- для многолетних насаждений - 0,03 %

- для земли населенных пунктов -1,0%

В соответствии ч. 2 ст. 7 ЗУ «О плате за землю» ставки налога за земельные участки, денежная оценка которых не проведена, устанавливаются в следующих размерах:

Группы населенных пунктов с численностью населения (тыс. лиц) Ставка налога

( гривен за 1кв.м.) коэффициент, который применяется в г. Киеве, Севастополе, Симферополе и городах областного значения

До 0,2 0,07 От 50 до 100 0,45 1,4
От 0,2 до 1 0,105 От 100до 250 0,525 1,6
От 1 до 3 0,135 От 250 до 500 0,6 2,0
От 3 до 10 0,15 От 500 до 1000 0,75 2,5
От 10 до 20 0,24 От 1000 и более 1,05 3,0
От 20 до 50 0,375 1,2

В случае приобретения земельного участка, на основании гражданско-правовых договоров, размер налога рассчитывается от суммы, что приравнена к денежной оценке, но в любом случае, сумма от которой рассчитывается размер земельного налога, не может быть меньше цены земельного участка, указанной в договоре.

Начисление платы за землю физическими лицами (кроме предпринимателей) проводится государственными налоговыми инспекциями, которые выдают плательщику до 15 июля текущего года налоговое сообщение об уплате в бюджет платы за землю. Годовую сумму начисленной платы за землю гражданам необходимо платить равными частями: до 15 августа и до 15 ноября ежегодно.

Необходимо сказать, что законом все таки не забыты незащищенные и малообеспеченные слои населения, которым предоставляется льгота - освобождение от уплаты упомянутого налога. К таким категориям граждан относятся:

- инвалиды 1 и 2 групп;

- граждане, воспитывающие троих и более детей;

- граждане, члены семей, которых проходят срочную военную;

- граждане, пользующиеся льготами согласно ЗУ «О статусе ветеранов войны»;

- граждане, которые в установленном порядке получили удостоверения о том, что они пострадали в результате Чернобыльской катастрофы;

- все пенсионеры.

Список достаточно обширен, если вы относитесь к той или иной категории, указанной выше, Вам необходимо предоставить в налоговую инспекцию документ, подтверждающий льготу. Все остальные граждане - гордо называющие себя «Землевладельцами» обязаны оплачивать налог за землю.

Следует обратить внимание «Землевладельцев», что законами Украины предусмотрена ответственность за несвоевременную оплату налога за землю в виде штрафных санкций. К плательщикам - физическим лицам, допустившим нарушения в сроках оплаты налога за землю, применяются следующие санкции:

· за каждый день просрочки начисляется пеня;

· за несвоевременную оплату налога (дополнительно к основному платежу и пене) начисляется штрафная санкция, размер которой зависит от сроков просрочки.

Так, при задержке платежа до 30 календарных дней, гражданин обязан заплатить штраф в размере 10% от суммы долга, при задержке от 30 до 90 дней -20%, при задержке более 90 дней уплачивается штраф в размере 50 % от суммы долга. Таким образом, чем дольше не проводиться оплата налога, тем ощутимее будет сумма платежа.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст.26 ЗУ «О плате за землю» за нарушение этого Закона плательщики несут ответственность, предусмотренную Земельным Кодексом Украины и Законами Украины, так ст. ст. 140,141 Земельного Кодекса Украины предусматривают ответственность за систематическую неуплату земельного налога - прекращение права собственности на земельный участок.

Таким образом, халатное отношение к своим обязанностям по отношению к своей собственности (неуплата соответствующих налогов) может привести не только к значительным материальным затратам, но и к реальному шансу лишения права называться «землевладельцем».

Мы рассмотрели выше некоторые аспекты по правильному использованию своего права собственности в отношении земельного участка. Хотелось бы сказать несколько слов о том, что Вам необходимо знать, в случае если Вы захотите воспользоваться своим правом распоряжения земельным участком, принадлежащим Вам на праве собственности.

Для отчуждения земельного участка (продажа, дарение) необходимо приготовить соответствующий пакет документов, а именно:

1. Предоставить государственный акт на землю - обратите внимание на следующее:

· на акте должны стоять подписи должностных лиц в оригинале (подпись главы исполнительного органа (если первоначально было решение исполнительного органа), и начальника управления земельных ресурсов), живая печать исполнительного органа;

· на акте должен быть номер регистрации в Книги записей регистрации государственных актов;

· сам государственный акт печатается на специальном бланке;

· должно быть, описание земельного участка площадь, месторасположение, план границ земельного участка, целевое назначение);

· кадастровый номер земельного участка.

2. Отчет о денежной оценке земельного участка.

3. Справка об отсутствии обременений и ограничений на земельном участке - выдается либо региональным Государственным Земельным Кадастром, либо местным управлением земельных ресурсов.

4. Справка об отсутствие построек на земельном участке (в случае, если продается участок без дома).

5. Паспорта и идентификационные коды сторон сделки (продавца и покупателя).

6. В случае наличия брака у сторон сделки (если продавец приобретал земельный участок в браке) - согласие супругов.

Согласно действующего законодательства Украины договор купли-продажи земельного участка должен быть заключен в письменной форме удостоверен нотариально.

При продаже земельного участка Вам необходимо помнить так же о том, что помимо расходов на получение вышеуказанных документов (справки, денежная оценка) на Вас ляжет обязанность оплатить налог, в соответствии с ЗУ «О налоге с доходов физических лиц» в размере 5 % от стоимости земельного участка, указанной в договоре.

Говоря о праве отчуждения, отдельно хочется упомянуть о такой категории земли - как земли сельскохозяйственного назначения, которыми, согласно действующего законодательства распорядиться не удастся минимум до начала 2009 г. - в связи с действием моратория на продажу земель такого назначения.

НО...

Несмотря на действие моратория, для нас с Вами не секрет, что для многих ловкачей такие земли все-таки являются товаром, потому что стоят в 2-3 раза дешевле земель, предназначенных для иного использования. Существует несколько схем, по которым приобретают такие участки:

- изменение целевого назначения;

- продажа юридического лица, на балансе которого находится земля такого функционального назначения;

- передача такого участка за долги и т.п.

Как Вы понимаете любая схема, которая придумывается для наживы и обхода законодательства может не только «лопнуть, как мыльный пузырь», но и впоследствии доставить массу хлопот - от материальных затрат, до привлечения к ответственности (вплоть до уголовной).

Если же Вы, все таки, решились инвестировать свои денежные средства путем проведения каких-либо операций с землей с\х назначения, Вы должны быть готовы к следующему:

- легитимность таких сделок может быть поставлена под сомнение;

- как следствие, признание их недействительными;

- возврат в исходное положение, утрата потраченных денег, и возможность «попадания» на иные дополнительные расходы (компенсационные выплаты по материальным и моральным ущербам);

-признание недействительным решения органа местного совета о переводе целевого назначения земли, и как следствие денежки выброшены на ветер и т.п.

«С тем, что запрещено - играть как с огнем нельзя - можно обжечься».

Единственным пробелом в законодательстве, в отношении моратория на земли с\х назначения, на мой взгляд, можно считать вопрос об отчуждении земли с четким определением как земли «для ведения личного крестьянского хозяйства».

На сегодня, опять же на мой взгляд, учитывая положения ЗУ «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», «О личном крестьянском хозяйстве», учитывая положения п.15 раздела Х «Переходные положения» Земельного Кодекса Украины, можно считать, что список земель попадающий под мораторий исчерпывающий, а именно:

· земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

· земельные участки для иного товарного сельскохозяйственного производства;

· земельные доли (паи) граждан Украины.

Иными словами законодатель четко выделил всего лишь три основные группы земель с\х назначения, владельцев которыми ограничил в праве распоряжения своей собственностью на землю, и земли «для ведения личного крестьянского хозяйства» в эту группу не попали. В связи с чем, можно говорить о том, что прямого запрета на отчуждение земель вышеуказанного назначения в действующем законодательстве нет. Поэтому руководствуясь ст.14, 41 Конституции Украины, ст.ст. 81,90, 125, 126 ЗКУ граждане, указанных земельных участков имеют право продавать или другим путем отчуждать земельные участки, заключая в соответствии с требованиями действующего законодательства соответствующие соглашения.

Очень надеемся, что все, о чем говорились нами в теме «Землевладелец» Вам пригодиться.

Желаем удачи Вам в реализации и осуществлении своих прав собственников в отношении, принадлежащих Вам на праве собственности земельных участков, и Вы сможете гордо нести звание «Землевладелец», зная свои права и добросовестно выполняя свои обязанности.

И.В.Жолудева, юридический департамент АН «Город»