Недвижимость Харькова    

Харьков – логистический

Уже давно в сознании харьковчан укоренился имидж столицы Слобожанщины как исконно купеческого города. И это действительно неоспоримый факт. Сегодня на территории Харьковской области работает 11596 предприятий торговли, 70 из которых — указанного формата. Их общая площадь — 580 тыс. кв. м, а суммарный годовой товарооборот — более 12,5 млрд. грн. Даже в сравнении с Киевом приведенные цифры выглядят весьма красноречиво. По количеству торговых площадей на человека Харьков уже догнал столицу — на тысячу жителей там и там приходиться порядка 200 кв. м площади крупных торговых центров. Эффективному функционированию такого значительного количества торговых площадей необходимо сопутствие мощной инфраструктуры. Именно сейчас мы можем наблюдать ее становление, обоснованно предсказывая Харькову приобретение характеристики крупнейшего на востоке страны логистического центра.

Сегодня в Харькове не сложно арендовать или купить склад, представляющий собой, к примеру, переоборудованный производственный цех. А вот современных логистических комплексов, спрос на которые ежегодно растет как минимум на 25%, в городе и его окрестностях практически не наблюдается. Сегодня эксперты рынка недвижимости прогнозируют заметное увеличение объемов строительства терминалов классов А и В.

Проблемное наследие

В Харькове наблюдаются все предпосылки для увеличения сегмента складской недвижимости: город-миллионник является крупным транспортным узлом, где активно развиваются как национальные, так и зарубежные торговые сети. Действительно, хранилищ в областном центре предостаточно, но их качество уже не может удовлетворить притязания арендаторов и покупателей, которых с каждым днем становится все больше. «В Харькове практически нет приличных складских помещений. В подавляющем большинстве это плодоовощные базы, переоборудованные производственные цеха, ангары, а также подвалы административных и жилых зданий», — делится информацией директор ООО «Фирма «Конекс ЛТД» Вячеслав Кулинич. Солидарен с таким мнением и директор ООО «Агротранс» Вадим Балахнин. «В основном на рынке представлены склады больших промышленных предприятий, где нет даже элементарного оборудования, не говоря уже о предоставлении каких-то услуг», — дополняет он. К примеру, в этом году ГП «Завод им. Малышева» продал за 17,5 млн грн. цех, в котором ранее производились комбайны «Обрий». «Скорее всего, там будут складские помещения», — предположил директор завода Виталий Немилостивый.

По данным ООО «Проконсул-Девелопмент», предложение складских площадей в Харькове составляет порядка 480 тыс. кв. м (без учета около 90 тыс. кв. м в пригороде), 70-80% из которых не соответствуют современным требованиям к хранению и перемещению товаров. Склады класса А в городе отсутствуют. К наиболее крупным складам класса В аналитики компании относят складской комплекс в пригородном поселке Васищево (площадь — 47 тыс. кв. м) и харьковские «Пирамида» (7 тыс. кв. м), «Гонг» (11 тыс. кв. м), «Спортек» (10 тыс. кв. м) и склад по улице Хабарова (5 тыс. кв. м).

Отсутствие качественных складских площадей сейчас вынуждает многие компании самостоятельно возводить необходимые объекты. Пример: в прошлом году торговая сеть «Дигма» построила для собственных нужд хранилище класса В площадью 9,3 тыс. кв. м по проспекту 50-летия СССР, 151-в. В последнее время многие фирмы предпочитают размещать склад и магазин под одной крышей. «Все более популярными становятся магазины-склады. Крупные торговые сети — строительные, продовольственные, мебельные — строят ангары, где хранят и одновременно продают товары», — уверяет Вячеслав Кулинич.

Количество в качество

Харьковские риэлтеры констатируют, что в последнее время их клиенты все чаще заказывают поиск объектов логистики с заданной температурой и влажностью воздуха в помещениях, твердым покрытием, стоянкой и т. п. Значительное количество предприятий хотят, чтобы была предусмотрена возможность расположения офиса вместе со складом. «Требования заказчиков — наличие всего комплекса логистических услуг. Они уже не рассматривают просто какой-то цех, где можно сложить товар», — подчеркивает Вадим Балахнин. Специалисты рынка единогласно заявляют, что запросы арендаторов усложняются. В основном средний бизнес ищет под склады объекты небольшой площади — от 100 до 300 кв. м ближе к центру города, а крупные компании предпочитают хранилища от 1 тыс. кв. м в ближнем пригороде. Особо ликвидными являются помещения в районе железнодорожных станций. Не менее популярны территории промышленных зон, где размещаются более 90% объектов складской недвижимости Харькова. «Много складских помещений в районе ХТЗ, завода «Электротяжмаш», — уточняет Вадим Балахнин. Много хранилищ находится в поселке Рогань. «В советские времена там был так называемый юго-восточный промышленный узел, который сейчас практически развалился и освободилось много помещений», — добавляет директор АН «Антей» Олег Цвиркун. Все менее популярными становятся склады в центре Харькова и прилегающих районах, поскольку из-за пробок на дорогах у арендаторов часто возникают проблемы с доставкой грузов.

По данным аналитиков, с начала года рост цен в этом сегменте харьковского рынка коммерческой недвижимости составил 20-25% и в дальнейшем он, скорее всего, сохранит текущую динамику. Сейчас полуподвальное помещение или пустующий цех можно снять за $2-4/кв. м в месяц. За аренду более приличного хранилища придется заплатить уже $3-5/кв. м, за комфортные склады класса В — $6-10 за кв.м., С — за $200–500, а D обойдутся в $135 за кв. м. Заявлено в продажу хранилище площадью 4 тыс. кв. м за $1,5 млн. в поселке Васищево, продается А в районе ХТЗ, возможна покупка продуктового склада площадью 2,5 тыс. кв. м за $1,7 млн. А за полуподвальное помещение в 132 кв. м возле станции метро «Научная» просят $180 тыс.

Несмотря на трансформирующиеся вызовы рынка, высококлассные логистические комплексы в Харькове пока не строят, хотя о желании выйти на местный рынок заявили уже несколько компаний. Инвесторы строят только планы. С конца прошлого года австрийская GLD Invest Group занимается поиском подходящих земельных участков под строительство складской и офисной недвижимости в крупных городах Украины, в том числе и Харькове. Затем российское ЗАО «Корпорация «ЕМСТС» сообщила, что в рамках реализации проекта «Шелковый путь» до 2014 г. введет в эксплуатацию логистический комплекс в первой украинской столице. Не смотря на потребность в качественных помещениях, риэлтеры агентств недвижимости прогнозируют, что у представителей малого бизнеса доступные по цене небольшие помещения класса С будут по-прежнему пользоваться спросом.

По мнению аналитиков ООО «Проконсул-Девелопмент», профессиональные логистические терминалы востребованы компаниями, предоставляющими услуги по сборке, фасовке и упаковке товаров, трейдерами, производителями и фирмами-импортерами. Спрос на качественные площади в ближайшие годы будет стабильно возрастать. Среди основных тенденций рынка складской недвижимости Харькова девелоперы называют вынос хранилищ за пределы города, укрупнение объектов, а также строительство терминалов «под арендатора». Подводя предварительный итог, отметим, что в случае сохранения существующих тенденций сегмента «логистической» недвижимости Харьков в течении ближайших 3-4 лет прочно займет позиции ведущего логистического узла востока Украины.

Концерн «АВЭК и Ко» намерен начать строительство сети логистических центров

«К самому строительству логистических центров концерн приступит в начале будущего года», — говорится в сообщении. Первоначальные инвестиции в это направление бизнеса запланированы на уровне около $50 млн. Проект предусматривает создание по одному логистическому узлу в южной, западной и восточной частях страны. Компания считает оптимальными местами расположения объектов припортовую зону Одессы, Харьковскую область, одну из областей Западной Украины.

Еще один терминал планируется построить на Белгородской области России.

В перспективе — строительство аналогичных центров в Польше и Китае.

Президент «АВЭК и Ко» Сергей Семочкин считает, что разработанный концерном проект уникален, поскольку на данный момент логистические центры в Украине чаще имеют локальный характер или работают для отдельных крупных корпораций.

Венский Фонд Businеss-award создает промышленную зону «Рогань»

Начальник ГУ Внешнеэкономических связей и евроинтеграции Харьковской облгосадминистрации Виктор Коваленко на встрече с представителем венского Фонда Businеss-award Михаэлем Ратцем рассказал, что приоритетными инвестиционными проектами для Харьковской области являются создание промышленной зоны «Рогань» в 5 км от Харькова.

Фактически промзона «Рогань» уже начала работать: на ее территории находится действующая фабрика «Филипп Моррис Украина» (инвестор — Швейцария), на стадии завершения переговоры с бельгийской компанией «Астрос Логистик», которая заинтересована в размещении своих терминалов в этом районе.

Фонд Businеss-award определил Харьковскую область как один из 11-ти приоритетных регионов для своей деятельности в 2007г., а специалисты Фонда готовы обучить харьковских предпринимателей правильно общаться с западными инвесторами.

Тракторный завод станет бизнес-центром

ЗАО «Бизнес-Центр «Лидер Класс» приобрело на приватизационном конкурсе 72,2% акций Харьковского завода тракторных двигателей (ХЗТД) за 1,98 млн. грн. и собирается организовать на его мощностях производство, логистический и бизнес-центры.

Заместитель генерального директора компании «Лидер Класс» Надежда Состина рассказала, что завод планируется полностью перепрофилировать. Кроме того, используя территорию и помещения завода, компания намерена оказывать логистические и складские услуги. По словам г-и Состиной, под складские помещения будут отведены площади размером 5 тыс. кв. м, под офисные — 10 тыс. кв. м. Закончить реконструкцию помещений бывшего завода руководство компании «Лидер Класс» намерено уже в 2008 г.

Всеволод Яранцев, руководитель отдела коммерческой недвижимости харьковской корпорации АН «Город», считает, что: “Бывший завод под логистику — это достаточно удачное место. Сейчас рынок логистических центров заполнен процентов на 50 и требует расширения — городу не хватает качественных площадей”.

Песочинский терминал с логопарком

Компания Delin Develop­ment (Киев) планирует построит индустриально-логистический парк на земельном участке площадью 55 га возле пос. Песочин, что в 6 км от Харькова.

Согласно сообщению со ссылкой на вице-президента компании Аркадия Мил-Мана, в частности, компания построит контейнерный терминал на 7 га, логистический парк класса А площадью около 130 тыс. кв. м (24 га), а также индустриальный парк (24 га), в котором будут производиться товары легкой промышленности. Юlin Develop­ment приобрела участок в Харькове площадью 55 га», — сообщили в пресс-службе компании. В то же время компания не уточняет инвестиции в его приобретение.

Начало строительства намечено на 2009 год. Реализация данного проекта займет два-три года. Напомним, что ранее Delin Development заявлял о намерении построить логистические парки под Одессой и Киевом общей площадью 350 тыс. кв. м.

В Харьковской области построят логистический центр «Восточный терминал»

В Коротыче Харьковской области планируют построить логистический центр «Восточный терминал» класса «А» площадью 315 тыс. кв. м.

По данным проектно-информационной системы BAU-data, площадь участка застройки составит 65,6 га. Большая часть площадей проекта будет отведена под логистические мощности центра: закрытые склады, контейнерный терминал, рампы, аппарели, перегрузочные площадки и офисы.

Ведется поиск инвестора-генподрядчика для строительства.

Начало строительно-монтажных работ запланировано на I квартал 2009 года.

Дмитрий Завьялов - по материалам dsnews.com.ua